Романчук: «Это – бесперспективняк, страновой косяк, инвестиционный сушняк и системный мертвяк»
Известный экономист задается вопросом: мужики вы или бабы?
– Лукашенко в своем стиле провел очередное кадротрясение, – пишет Ярослав Романчук у себя в Facebook. – Сначала потребовал всех под нож, надеть наручники, жэсточайше уволить министра сельского хозяйства Леонида Зайца и вице-премьера, куратора АПК, Михаила Русого. Уволил. Не прошло и недели, как назначил. 1 апреля – и это не кадровая шутка – Леонид Заяц стал председателем Могилевского областного исполнительного комитета, а Михаил – помощник президента - инспектор по Могилевской области.
Провалили задания и распоряжения главы государства – получили жэстачайше по сусалам – и снова на высшие посты в Вертикали власти.
Складывается впечатление, что у нас органы госуправления – это не конкретные функции, которые призваны выполнять конкретные люди, а кадровая обойма бюрократов. В ней министр спорта может заменить министра промышленности, а губернатор пересесть в кресло министра труда.
Лукашенко наполняет эту обойму по принципу личной 100-процентной лояльности. Узкие профессиональные знания, научный background, авторитет среди профессионалов в данном сегменте экономики и управления, наличие команды и связей с источниками компетенции и знаний – не принимаются во внимание.
Игнорируются результаты работы на предыдущих должностях, не производится аудит служебных провалов и, что самое печальное, не происходит очищение топ кадрового резерва и управления от дискредитировавших себя, выдохшихся кадров. Это приводит к накоплению токсичных кадров в президентской обойме с неизбежным падением качества госуправления, доверия к власти и блокировки притока талантов и профессионалов в органы госуправления.
В спорте Лукашенко такое не допускает. Если тренер/игрок из года в год проваливает турнир на турнир за турниром, если показывает низкие результаты и является хроническим лузером, то с ним разрывают контракт и выгоняют с работы. Благо есть международные соревнования, которые показывают, кто есть кто. Эта правильная логика совсем не работает в гораздо более важной сфере – экономической политике.
Возьмет того же «хорошего мужика» Михаила Русого. С точки зрения президента у него есть несомненный плюс – он работал в колхозе имени Ленина Житковичского района Гомельской области. Потом пошел вверх по партийно-хозяйственной лестнице.
Почти восемь лет был министром природных ресурсов и охраны окружающей среды. Результаты? Капитализация наших природных ресурсов повысилась? Были ли создана качественная система управления белорусскими недрами, лесами, озерами и реками? История об этом умалчивает.
Потом три года был министром сельского хозяйства и продовольствия. За это время белорусское АПК было и осталось в убытках, долгах и неликвидах. Потом он работал в Палате Представителей – почти семь лет. Опять де по аграрных, чернобыльским и экологическим вопросам. Эффект для страны – нулевой.
Почобут: «Лукашенко носит со стороны в сторону»
Потом опять три года министр сельского хозяйства и продовольствия, чтобы очередные восемь лет быть заместителем премьер-министра. Такая трудовая карьера – это вообще о чем? О результатах качественной управленческой работы или о соответствии писаным и неписаным правилам президентской обоймы? Вертикальщики от такого отношения к Русому, такой кадровой работе получают только один сигнал: «В системе белорусской власти судят, поощряют и повышают в должности не за результат, а за восприятие результате, не за качество, а за перформанс «поддержание качества».
И вот Михаил Русый – смотрящий за Могилевщиной. То ли это ничтожная должность, этакая номенклатурная пенсия, но с высоко поднятым лицом. То ли у Александра Лукашенко острейший кадровый дефицит, глубокий кризис доверия к своим кадрам, то ли полномочия губернатора/министра/инспектора по области такие ничтожные, что хоть пресловутую кухарку назначь – все одно.
Еще больше вопросов по бывшему министру сельского хозяйства Леониду Зайцу. Понятное дело, мы обсуждаем не персоналии, не личность уважаемого Леонида Константиновича, а функционал и компетенции. Опять же у него в биографии есть универсальная отмычка для попадания на самые высшие посты в государстве – работа в совхозе «50 лет БССР» в Слуцком районе Минской области.
Еще в советское время закончил с/х академию, был председателем колхоза «Беларусь», директором Слуцкого комбината хлебопродуктов, а в лихие 1990-ые председателем Молодечненского районного исполнительного комитета. После этого – «крепкий хозяйственник» Минского облисполкома.
Оттуда он переехал на руководство ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» (Фаниполь Дзержинского района). С августа 2012г. почти семь лет был на посту министра сельского хозяйства и продовольствия. Кровь и плоть советский кадр. Почти сиамский близнец самого А. Лукашенко, но уровнем пониже.
Нет ни одного качественного критерия, по которому можно было утверждать: «Леонид Заяц – качественный, эффективный управляющий». Чтобы выбивать деньги из бюджета, осваивать их и отчитываться валовыми показателями большого ума не надо. Нужно быть своим в Вертикали, пользоваться кредитом доверия Лукашенко – и плевать на долги, неликвиды, неплатежи и капитализацию АПК.
И вот Леонид Заяц – председатель Могилевского облисполкома. Это не колхоз, не министерство или номенклатурная бизнес структура. Это сложный механизм и мотивационные хитросплетения, города, транспорт и сложный пучок социальных, финансовых демографических и управленческих проблем. Вы думаете, что Леонида Константиновича назначили главным в Могилевщине, потому что он представил чёткий план ее развития? Нет! Чтобы привлекать инвесторов? Нет! Чтобы активизировать предпринимателей? Нет.
Наведение «железного порядка» – это разрушение мотивации людей на местах. Это паралич системы управления, в которой любое решение будет согласовываться с Зайцем и Русым – лишь бы чего не вышло.
Лукашенко своими установками сам усугубляет положение Могилевщины: «… Если вам надо перевести Могилевщину на военное положение, как сейчас в «Купаловском», переводите… Заставьте, научите их действовать по технологии. Используйте любые законные методы, любое законное средство, чтобы там навести порядок и доказать, что вы технологичны и настоящие мужики».
«Настоящие мужики» держат слово. Дали обещание, не выполнили – ушли в отставку. Честно и порядочно. Эти «настоящие мужики» явно в эту категорию не подходят. Как и все те, что занимают высокие должности в стране более 20 лет.
Как можно требовать от них технологичности, если они за всю свою длительную карьеру ее не демонстрировали? Это как требовать от молодой машинистки – печатницы 1980-ых знаний Excel-а или Photoshop-а.
Еще не было в экономической истории прецедента, чтобы в режиме военного положения страна показывала высокие, устойчивые темпы экономического роста. Чтобы в страну, где по велению и хотению президента объявляют военное положение, шли высокие технологии и инвестиции. «Военное положение» – это выживание, отражение внешней агрессии, период лишений и жестких ограничений.
Это таким должен быть конец Пятой пятилетки? Таким должен был быть результат 25-летия первого президентства? Без военного положения никак? Без муштры, наручников, «всех под нож» система управления не работает? А ведь наступил век человеческого капитала.
В центре экономики развития – свободный, творческий человек, собственник материальных и нематериальных ресурсов. За такого человека идёт ожесточённая конкуренция десятков стран мира. Стиль и содержание системы управления в Беларуси – это подарок нашим конкурентам. Это удар по нашей страновой репутации. Это ослабление отечественной системы экономической и национальной безопасности. Сам факт наличие таких руководителей, как Русый/Заяц в такой системе управления – это ущерб Республике Беларусь.
Кадровые назначения и перемещения сегодня – это подготовка к двум политическим кампаниям. Лукашенко, очевидно, заинтересован, в первую очередь, этими событиями. Поэтому вместо долгосрочной стратегии развития и роста мы видим нервную реакцию в режиме антикризисного управления для латания дырок. Это – бесперспективняк, страновой косяк, инвестиционный сушняк и системный мертвяк.
Читайте еще
Избранное