Романчук: «Экономической целесообразности в российском рубле Лукашенко не будет иметь никогда»

Экономист Ярослав Романчук — о том, почему в Кремле снова заговорили о единой валюте.

В новом выпуске Экономики здравого смысла Ярослав Романчук рассуждает о том, будет ли у Беларуси и России единая валюта. И начинает с позитива:

— У меня хорошая новость — ее никогда не будет. Не будет не потому, что у России нет желания поглотить Беларусь. Не будет не потому, что в Беларуси нет желающих поживиться за счет российского бюджета и кредитных программ.

Ярослав Романчук

По мнению Романчука, дело в настроениях в Кремле, где даже «последний двоечник» понял, что Лукашенко «все эти годы мурыжил их», что никакой интеграции на самом деле нет, а все это пузырь и способ обогатиться за счет российского бюджета.

Экономист обращает внимание на то, что именно сегодня о единой валюте говорят представители правительств Беларуси и России: когда появится определенная экономическая целесообразность, тогда беларусы, мол, сами попросят об этой самой единой валюте.

— Когда Лукашенко будет просить единую валюту, то речь будет идти не о некоем отдельном рубле или о некой отдельной валюте,

которая будет ходить между Беларусью и Россией, а это будет, безусловно, российский рубль, — уточняет Романчук.

И успокаивает: экономической целесообразности в российском рубле Лукашенко не будет иметь никогда. Экономист объясняет причину:

— Потому что выпустить из рук источник вот такого дохода, такой стабилизации за счет инфляции, за счет финансирования банков и отдельных предприятий он никогда себе не позволит. Он понимает, что такое инфляционный налог. Это — напечатать и раздать своим.

А заплатят за это простые беларусы, получающие в конце месяца свои небольшие деньги в рублях в виде зарплат и пенсий, убежден эксперт.

— Они всегда, безусловно, больше всего платят. Причем платят не по тому индикатору инфляции, который нам объявляют — там 6 или 8% — можете умножать смело эту цифру на три. Потому что корзина тех товаров и услуг, которые покупают простые люди, она всегда растет гораздо быстрее.

Почему же именно сейчас в России заговорили о единой валюте? Романчук считает, что в наступающем 2025-м от Лукашенко в Кремле не добьются решения этого вопроса. Ведь у него впереди собственная политическая кампания.

Но есть экономические рычаги — от промедления с кредитами, до усложнения транзита беларуских удобрений на внешние рынки по российской территории. И все это на фоне изоляции от Запада. И вот тут беларуская модель может и посыпаться.

— Поэтому здесь Россия думает, что ты, дорогой, никуда не денешься, ты наш с потрохами. Поэтому в этих условиях единый

рубль не нужен. Ты не будешь его вводить, но будут другие, те, которые придут после тебя. И вот они будут уже полноценными, как они думают в Кремле, генерал-губернаторами или просто губернаторами очередного федерального округа России.