Экономика

Катерина Батлейка

Романчук: «Беларусь не в состоянии сделать электромобиль, особенно в режиме тоталитаризма и совка»

Экономист – о заявлении министра экономики о налаживании производства электромобилей в Беларуси.

Недавно белорусская делегация во главе с министром экономики посетила Китай. По приезду Александр Червяков заявил, что Минск и Пекин договорились о производстве в Беларуси электромобилей. Утверждается, что согласие на организацию этого процесса дало «ряд компаний».

Белорусские чиновники с 2017 года регулярно говорят о налаживании производства электромобилей в Беларуси: то изобретают собственный электрокар, то планируют произвести его совместно с другими странами.

Что заставляет их постоянно педалировать эту тему и при каких условиях в Беларуси действительно могут производиться электромобили, «Салідарнасць» спросила у экономиста Ярослава Романчука.

— От того, что какой-то министр съездил договориться, ровным счетом ничего не изменится, — говорит эксперт в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Тема электромобилей понтовая, очень хорошо подходит для распила бюджета.

Мы видим, что эту тему белорусские чиновники юзают годами: нам обещали конкурента Tesla, обещали десятки тысяч электромобилей. А на самом деле здесь речь о том, что под видом электромобилей будут ввозиться товары двойного назначения, чтобы потом их перенаправлять в Россию и на этом зарабатывать.

Ярослав Романчук

Экономист считает, что педалирование этой темы в том числе выгодно Академии наук Беларуси – для освоения ресурсов. Там, по словам Романчука, «всегда имитируют какие-то собственные разработки, которые так или иначе являются копиями европейских или китайских». Помимо этого, эта тема выгодна для людей и организаций, которые занимаются импортом поставок комплектующих из Китая.

— Китайцы закладывают хорошую маржу прибыли, им тоже это выгодно. Ну и втюхать это русским — тоже очень даже хорошо. Все участники довольны, и за это пока платит военно-промышленный комплекс России и отчасти белорусские потребители.

По словам Романчука, сегодня Беларусь не имеет интеллектуальной, научной и технологической базы для производства собственных электромобилей.

— В этом направлении мы отстали навсегда. Поэтому говорить про то, что Беларусь сможет делать свой электромобиль, — это как утверждение, что мы можем сделать свой собственный компьютер. Это примерно одно и то же, потому что 90 с чем-то процентов запчастей для компьютера — импортируемые (ранее власти сообщали, что в компьютере «Horizont» около 12% белорусских комплектующих — С.).

Беларусь не в состоянии сделать электромобиль, особенно в режиме тоталитаризма и совка. Поэтому теоретически, если Беларусь станет свободно-рыночной экономикой и туда вернутся миллионы людей, откроются университеты и будет создан самый благоприятный в Европе деловой инвестиционный климат, тогда кто-нибудь может и скажет: «Давайте попробуем произвести какие-то элементы в Беларуси».

И то, это будет автомобиль, в котором большая часть будет состоят из импортных комплектующих. Это нормально, потому что сейчас в мире трудно найти производство, где бы 100% было все свое. Даже в Боинге до 40% импортных запчастей, поэтому в Беларуси, если мы выйдем на локализацию 20-30% чего бы то ни было высокотехнологического — это уже будет успех, — заключает Ярослав Романчук.