Общество
Андрей Коровайко, TUT.BY

«Роль каждого лица будет установлена в ходе следствия»

Какие обращения и жалобы поступали в органы прокуратуры в ходе выборов: с доказательствами принуждения к досрочному голосованию или с жалобами на нарушения в ходе голосования, подсчета голосов? Как выглядит правовая оценка прокуратуры, данная действиям оппозиционных кандидатов, действиям людей, вышедших на площадь, а также ответным действиям властей?

Что делается для установления личностей "людей в черном" с шумо-дымовыми гранатами, виновных в нападении на Некляева (являвшегося кандидатом в президенты на момент нападения)? Насколько правомерно использование ОМОНом грубой силы при задержании граждан, не оказывающих сопротивления? Могут ли граждане подать иск за превышение полномочий милиции и за нанесенный их здоровью ущерб? В какой форме в Беларуси соблюдаются права граждан на свободу убеждений и свободу их выражения?

На эти и другие вопросы в эфире TUT.BY отвечал заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры РБ Павел Елисеев.

– Жалобы с доказательствами принуждения к досрочному голосованию к вам поступали?

– Да, имелись незначительные факты, до пяти таких жалоб поступило вообще в органы Прокуратуры Республики Беларусь. По каждому такому факту проводились прокурорские проверки. Но доводы заявителя относительно принуждения кого-то из избирателей, относительно применения где-то административного ресурса в отношении работников предприятий либо учащихся учебного заведения со стороны администрации этих учреждений образования не нашли своего объективного подтверждения.

– А каким образом проверяли, с кем общались, видеодоказательства, фотодоказательства, аудиозаписи – что это были за доказательства?

– Гораздо проще было бы, если бы лица, которые обращались с подобными обращениями к нам, представляли хоть какие-то доказательства. Те крохи информации, которые содержались в их обращениях, безусловно, проверялись. Если в том или ином обращении назывались фамилии должностных лиц отдельных учреждений, организаций, предприятий, безусловно, в ходе проведения прокурорских проверок эти лица были опрошены самым подробным образом. Опрашивались иные свидетели, учащиеся. Но доводы все-таки не нашли своего подтверждения.

– Скажите, пожалуйста, сейчас еще могут обращаться к вам люди, которых принуждали к досрочному голосованию? Я имею в виду, если у них действительно есть какие-то доказательства. И к чему могут привести такие обращения?

– В любом случае по таким обращениям будут проведены соответствующие проверки. Единственное, что сроки проведения этих проверок уже не будут регламентироваться нормами Избирательного кодекса, потому что избирательная кампания у нас была завершена 19 декабря. Поэтому, в общем порядке, мы будем по каждому конкретному факту проводить такие проверки. Буквально вчера-сегодня такие обращения еще поступали.

– Жалобы на нарушения в ходе голосования или в ходе подсчета голосов к вам поступали? В каком количестве и от кого?

– Хочется отметить, что вообще в период проведения избирательной кампании, которая стартовала осенью этого года, а точнее в октябре, в органы Прокуратуры республики поступило порядка 130, а если быть точным 126 обращений граждан – за весь период, практически три месяца подготовки и проведения выборов. Следует отметить, что эта цифра нас даже и порадовала, поскольку в период проведения предыдущей избирательной кампании по выборам президента РБ таких жалоб было практически в три раза больше, порядка 400. Следует отметить, что по итогам рассмотрения поступивших жалоб в прокуратуру в данную избирательную кампанию мы не нашли оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Уголовных дел по факту незаконного воспрепятствования гражданам в осуществлении ими их права избирать и быть избранными не возбуждалось.

– Хорошо. Выборы у нас прошли спокойно. А вот что происходило у нас после того, как прошли выборы, всем известно. Нам хочется услышать мнение прокуратуры, какую-то правовую оценку по поводу того, что произошло. Задержаны люди. Предъявлены ли им обвинения и возбуждены ли какие-то уголовные дела? Если Вы обладаете информацией, сколько людей задержано?

– Насколько я обладаю информацией по фактам учинения массовых беспорядков на площади Независимости в Минске 19 декабря, было задержано порядка 639 граждан, принимавших активное участие в несанкционированных мероприятиях. И на тот момент также задерживались организаторы акции, ныне экс-кандидаты в президенты Санников, Статкевич, Рымашевский, Некляев, Костусев. В настоящее время дальнейшей информации я поведать вам, наверное, не смогу, поскольку по факту массовых беспорядков было возбуждено Уголовное дело по ч.1и 2 ст.293 УК РБ (организация массовых беспорядков и участие в них). Дело было возбуждено Следственным управлением предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома, которым сейчас осуществляется расследование данного уголовного дела. Уже роль и юридическая оценка действий каждого из лиц, которые принимали активное участие в несанкционированной акции, а также которые являлись организаторами этой акции, будет дана в ходе следствия. Сейчас об этом говорить рано.

– То есть, кто попадет под это уголовное дело, пока непонятно.

– Да. Дело было возбуждено по факту массовых беспорядков, не в отношении каких-то конкретных лиц. Роль каждого лица будет установлена в ходе следствия.

– Хорошо. В таком случае, согласно этой статье, по которой уголовное дело уже заведено, что может грозить организаторам и участникам? От и до.

– За организацию массовых беспорядков – это достаточно серьезная санкция статьи, более того – это преступление относится к категории особо тяжких преступлений. Так вот за организацию массовых беспорядков предусмотрено наказание от 5 до 15 лет лишения свободы. За участие в массовых беспорядках санкции несколько ниже. Если мне не изменяет память, там, по-моему, до 8 лет лишения свободы.

– Давайте разберемся, что мы можем назвать массовыми беспорядками? Как действия народа, который вышел на площадь, можно охарактеризовать как массовые беспорядки? Кто из них участвовал в массовых беспорядках, а кто – просто рядом стоял?

– Наверное, Андрей, Вы сами просто из жизненного опыта можете сказать, какой человек ведет себя достойно и правомерно, а какой человек своим поведением выражает какой-то протест и вызов обществу? Вы, наверное, видели кадры видеохроники, где ряд наиболее активных членов и участников данной акции призывали к захвату и проникновению на территорию охраняемого государственного объекта – здания Совета министров; с этой целью осуществляли активные действия: били стекла камнями, бутылками, выбивали двери подручными средствами – лопатами, палками, металлической арматурой. Вот вам объективная картинка беспорядков. Вот вам те бесчинства, по-другому их назвать нельзя, потому что так или иначе они, во-первых, затрагивают устои государства; так или иначе они затрагивают вопросы правопорядка и безопасности граждан, а это является основной задачей государства – обеспечение правопорядка и безопасности граждан. В ходе таких действий невозможно просчитать реакцию иных участников, которые стояли и, как Вы говорите, не принимали активного участия, потому что психология толпы еще достаточно не изученная область. В данном случае, слава богу, обошлось без жертв. Я вот так кратко подведу свои выводы, потому что могло быть гораздо хуже.

Необходимо отметить, что работники органов внутренних дел, которые осуществляли свои законные действия по пресечению данных бесчинств, беспорядков, сами – несколько десятков лиц – получили телесные повреждения. О чем идет речь, когда гражданин сознательно не подчиняется законным требованиям работников милиции прекратить те или иные действия, которые не соответствуют закону?

– Давайте посмотрим хронологию событий. Я не могу утверждать, кто призывал, кто именно ломал и разбивал двери Дома правительства. Будем говорить о фактах. Появились представители ОМОНа со щитами, в шлемах, перекрыли вход в Дом правительства, оттеснили людей от входа в Дом правительства и, собственно говоря, все. Больше уже никто туда и не пытался ломиться. Что происходило дальше? Почему нужно было разогнать полностью многотысячную толпу, собравшуюся на площади, причем делать это, извините, насильственным образом?

– Начнем хотя бы с того, что выборная кампания и выборы – это не только площадь. Право на проведение и свободное участие в массовых мероприятиях предусмотрено законодательством ряда стран, международными правовыми актами, Конституцией РБ. При этом в любом законодательстве любой европейской страны имеются определенные ограничения по вопросам, связанным с порядком проведения таких мероприятий. Есть такие ограничения, установлены они и в праве Республики Беларусь. Если в период избирательной кампании осуществляется проведение массового мероприятия, это предусмотрено статьями 45.45 прим. Избирательного кодекса. Если вне рамок избирательных кампаний – законом РБ "О массовых мероприятиях". Необходимо отметить, что тот же закон РБ "О массовых мероприятиях", о чем мы сейчас говорим, он направлен, прежде всего, на осуществление конституционных прав граждан на свободное волеизъявление, на проведение митингов, собраний. Но и второе его предназначение – обеспечить, прежде всего, безопасность граждан при проведении этих митингов, собраний, шествий.

– То есть, это было обеспечение безопасности граждан, собравшихся на площади?

– Я хочу пояснить, что...

– Я просто уточняю, немножко не понял логики, простите. Статья 35 Конституции гласит: "Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований, не нарушающих правопорядок и права других граждан РБ, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом". Но законом определяется порядок мероприятий, но не ограничение этого права.

– В какой-то степени и ограничение для безопасности тех или иных граждан, вернее, граждан Республики Беларусь. Скажу, что в соответствии с внесенными в Избирательное законодательство изменениями, значительно упрощена процедура проведения массовых мероприятий для, допустим, организации предвыборной агитации кандидатами в президенты, их доверенными лицами. Это фактически осуществляется теперь по заявительному принципу: подал заявку в исполнительно-распорядительный орган – в Минске это Мингорисполком – не менее чем за два дня до даты предполагаемого мероприятия. Ради бога, проводи это мероприятие, только руководствуйся еще частью 1 этой статьи 45 прим. Избирательного кодекса, которая гласит о том, что местный исполнительно-распорядительный орган совместно с соответствующими территориальными избирательными комиссиями согласуют и устанавливают места для проведения таких мероприятий. Минским городским исполнительным комитетом в ноябре этого года было принято решение об определении в городе мест для осуществления предвыборной агитации.

Необходимо отметить, что в соответствии с этим решением – можно сказать, достаточно революционным, такими местами могли быть признаны любые пригодные для этих целей места, за исключением четырех основных площадей – Октябрьская, Независимости, Площадь Победы и Площадь Я.Коласа и отдельных территорий, которые прямо указаны в законодательстве, в законе РБ "О массовых мероприятиях". Это сделано исключительно с целью безопасности граждан. Допустим, ст. 9 Закона РБ "О массовых мероприятиях" устанавливает перечень мест, где, допустим, проведение массовых мероприятий не допускается вообще. Допустим, вблизи станций метрополитена, пешеходных переходов, мостов, вблизи определенных административных зданий. Я уверен, меня поймут, и люди убедятся во мнении, что это абсолютно разумное ограничение.

– У нас есть вопросы от пользователей. Я хочу некоторые из них озвучить. Например, есть такой вопрос: "Если нельзя собираться, почему допустили митинг на Октябрьской площади и шествие до площади Независимости? Почему начали разгонять только через два часа после того, как собрались на Независимости?"

– Хочется ответить в таком ключе. В соответствии с законом РБ "Об органах внутренних дел" одной из основных задач милиции является обеспечение правопорядка и безопасности граждан. В данном случае, принимая во внимание, что указанное мероприятие не было заявлено для проведения…. Сразу определимся. Принимая во внимание, что в 20.00 19 декабря уже были закрыты все избирательные участки, уже нельзя было вести речь о какой-либо предвыборной агитации, тем более, она в день выборов запрещена, последующие мероприятия уже регулировались не рамками Избирательного кодекса, а Законом РБ " О массовых мероприятиях", согласно которому лица, которые имели намерение провести такое мероприятие, должны были не позднее, чем за 15 дней обратиться в горисполком с заявлением о проведении этой акции.

– Понятно. Это сделано не было, митинг был изначально не санкционирован. Почему его не разогнали сразу?

– Опять же, говоря о якобы, может быть, превышениях сотрудниками милиции своих полномочий…. Нельзя об этом говорить, поскольку, учитывая, что данное мероприятие изначально было несанкционированным. Вы правильно говорите, у них имелись изначальные основания прекратить его еще в зачатке, на Октябрьской площади. Но кандидаты в президенты призывали в ходе программных выступлений в телеэфире, в эфире Белорусского радио, также в ходе состоявшихся 4 декабря теледебатов прибыть на площадь. И указанные экс-кандидаты в президенты отмечали, что характер акции будет исключительно мирный, мы вместе соберемся, как заявляли, отпразднуем нашу победу, узнаем результат выборов. Все. Может быть, поэтому органы правопорядка таким образом пытались проверить обоснованность этих обещаний. Если бы эта толпа мирно каким-то образом прошла до площади Независимости, никаких дальше экстремальных действий не предпринимала, я думаю, мы бы с вами не встречались в этой студии, не обсуждали какие-то проблемы. Но, как мы видим в результате, не получилось, не получилось таким образом сдержать свое слово и провести данную несанкционированную акцию в мирном русле.

– Продолжу озвучивать вопросы от пользователей: "Насколько правомерно использование ОМОНом грубой силы при задержании граждан, не оказывающих сопротивление? Какой закон регулирует процедуру задержания граждан и полномочия лиц, производящих задержание или арест?

– Давайте разделим понятия. Те лица, которые оказывали активное сопротивление тем же работникам милиции – об этом ярко свидетельствуют даже телесные повреждения, с которыми поступали работники милиции в учреждения здравоохранения…

– Голыми руками против щита и дубинки? Что значит, оказывали сопротивление? Женщины, которых били ногами, лежащих на земле, оказывали сопротивление?

– Нет, у меня нет такой информации. В данном случае я не дам вам информацию относительно того, что к якобы беззащитным участникам акции применялась физическая сила. Жалоб в настоящее время в органы прокуратуры, насколько мне известно, в Генеральную прокуратуру относительно каких-то незаконных действий сотрудников органов внутренних дел не поступало.

– Довольно сложно подать жалобу, пока ты находишься под стражей. Могут ли граждане подать иск за превышение полномочий милиции за нанесенный их здоровью ущерб впоследствии?

– Безусловно. У них это право никто не отнимал.

– Насколько правомерно, что господин Некляев, который не только не призывал к штурму здания Совмина или к свержению власти, он даже не дошел до площади, находится в СИЗО? Тут есть продолжение вопроса, но для начала на этот ответьте, пожалуйста.

– Не посчитайте, что ухожу от вопроса. Дело в том, что вопрос даже не ко мне. В настоящее время возбуждено уголовное дело, и те меры пресечения, которые были приняты в отношении тех или иных участников акции, я думаю, те лица, которые ведут расследование, о них могут рассказать более подробно. Но моя информация здесь будет либо неверной, либо некорректной по данному вопросу.

– Продолжение этого вопроса: "Что делается для установления личности людей в черном с шумодымовыми гранатами, виновных в нападении на господина Некляева, являвшегося кандидатом в президенты на момент нападения?"

– Хочется спросить у пользователя, а были ли такие обращения в прокуратуру?

– Вам-то виднее.

Нет, мне не виднее. Потому что этим занимается соответствующее подразделение. В данный момент в нашем подразделении таких жалоб не было.

– Вот есть еще такой уточняющий вопрос: "Присутствовали ли незаинтересованные понятые при обыске автомобиля Некляева, и был ли на это соответствующий ордер?"

– Это все связано с процессуальными действиями органов внутренних дел. Это несколько не наша епархия, к сожалению. Нужно было пригласить в студию еще коллегу из Генеральной прокуратуры, который курирует эти вопросы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)