Коктейль
Максим ЖБАНКОВ

«Рок-коронация 2006»: встречайте марсиан!

Одиннадцатая по счету раздача рок-корон, прошедшая в воскресенье в концертном зале «Минск», мистическим образом совпала с присуждением в Голливуде кинопремий «Оскар». И это больше, чем простое пересечение во времени: обе церемонии традиционно вызывают нервный интерес всех заинтересованных лиц. И настойчивое желание очень многих поспорить с их результатами.

Однако в этот раз «Рок-коронация», похоже, стала этапной. Кризис жанра плавно перешел в ротацию кадров.

Игра в раздачу музыкальных премий выглядит странной в стране, где нет реального шоу-бизнеса, а рынок поделен между несколькими игроками. Где главными событиями становятся гастроли усталых динозавров с Запада и наглой молодой шпаны с Востока. Где тиражи дисков популярных артистов — тайна за семью печатями, но это не мешает сети музыкальных магазинов раздавать исполнителям награды имени себя. Где делят героев на разрешенных и не очень. Где разрешенные боятся вылететь из обоймы. Где смешно говорить про единые для всех условия игры, а списки участников финального концерта приходится носить на утверждение и согласование. Слава богу, что хоть не заставляют переписывать тексты — или уже заставляют?

При таком раскладе «Рок-коронация» может быть только такой как она есть: закрытой, субъективной, поспешной и осторожной. И в принципе неважно, кто стоит у руля: новый капитан все равно напоролся бы на те же рифы.

Обещанный в этом году «новый формат» акции вылился в несколько новых номинаций (в том числе довольно невнятные «позитивная музыка» и «лёгкая музыка»), а также отдельные жюри по каждой из них. В результате небанальный материал оказался практически вытесненным в периферийные номинации и был вынужден сражаться сам с собой: «Юр’я» со «Старым Ольсой», Плесанов с Войтюшкевичем, «Нагуаль» с «Вирусом Лиха».

Прочее из списков претендентов — да и из услышанного на церемонии — оказалось прямолинейным гитарным музицированием, исполненным без особого мастерства и вдохновения. Рок уже давно не просто три аккорда, хэйр и честные глаза. Но про это как-то особо не вспоминалось.

Победители в большинстве номинаций были вполне предсказуемы. «Лёгкая музыка» (или, как уточняли организаторы «сьпяваная паэзыя»): конечно же, Войтюшкевич, трудяга и талант. Поп-рок: естественно, «J_Морс», звучавший в этом сезоне из каждого утюга. «Альбом года»: их же «Босиком по мостовой». Сработано по инерции — но ведь массы ждут именно этого!

Проект года: сборник «Тузін гітоў-2006». Могли быть «Песьні свабоды», но вот не сложилось… Народный выбор «Исполнитель года»: Ян Маузер, реальный герой на завтра. Клип года: «Apple Tea» от одноименной джаз-группы (режиссер Владимир Янковский), глянцевый бег влюбленной парочки по закордонным ландшафтам. Как ослепительны, блин, в Париже вечера…

Не удивлял даже дамский кордебалет, активно заполнявший сцену между музыкантами и рекламой пива «Бобров». Как и гигантский свин в костюмчике, навязчиво приглашавший аплодировать: что делать, именно так постановщик Витаутас Григалюнас видит настоящее шоу.

Хотя без неожиданностей не обошлось. По ходу церемонии на сцене возникла пятерка 12-13-летних детей в черном, лихо оттарабанивших стандартный хард-рок. Это называлось «ВИА «Визит», получило спецприз «Рок-надзея» и выглядело откровенно заказным номером. Откуда взялись ребятишки и кто их отбирал? Спросите организаторов…

С другой стороны, «Коронация» в последний момент лишилась большинства хэдлайнеров: из звезд выступили только Войтюшкевич и «Стары Ольса». «Морсы» второй год подряд не участвуют в «сомнительной» акции. Куллинкович серьезно гриппует. У Вольского бронхит. Варашкевич просто не нашел причин приехать. Руся и Indiga, прибыв на саундчек за несколько часов до акции, остались недовольны качеством звука и покинули сцену.

В результате предназначенный Русе спецприз, стеклянный цветок для «рок-князёўны», отошел как поощрительный бонус малолетке из «Визита». Не пропадать же добру! А вот музыканты из «Юр’я», напротив, прибыли на церемонию и справедливо надеялись на приз. «Корону» в номинации «Традиции и новаторство» получили. Однако на сцену за ней тоже не вышли — по решению лидера группы.

В отсутствие «первой лиги» сцена отошла к «второй». Но среди материала «Тав.Маўзера», «Парасона», «Кукол», S.D.M. не нашлось хитов, близких золотым песням Вольского и Варашкевича. Любимых артистов не было, а новым любовь еще надо заслужить. Гости из смоленского Deimos звучали ярче и мощнее.

Что касается финального звукового удара от Rasta, заставившего публику дружно рвануть к выходу, то он озадачил всех. Да-да, вы поняли правильно: именно этим мастерам мрачного горлового пения досталась главная «рок-корона». Ирония судьбы: Змитеру Войтюшкевичу не хватило для победы одного голоса.

В случившемся есть своя логика. На наших глазах происходит смена поколений: состоявшимся рок-героям «Коронация» в ее нынешнем виде уже не нужна и не особенно интересна. Даже Александр Милинкевич, в прошлом году так испугавший Владимира Пугача, вчера был просто зрителем из девятнадцатого ряда, фанатом старого винила.

То, что не меняется, неизбежно теряет ажиотажный спрос. Одна «корона», две «короны»… В отличие от «Оскаров», это не дает ни денег, ни славы. Для ветеранов впору открывать Зал Славы. А вот амбициозной молодежи — рекрутам «Басовішча» — церемония важна как способ личной раскрутки и обкатки сырого материала. И тем из жюри, кто готов продвигать свежие кадры — тоже.

«Старый Ольса» сколько угодно может рифмовать старину и Nirwana. Все равно в уши бьет шальной кабацкий сёрф от IQ 48: «Марсыяне даўно ўжо тут!» Встречайте новый мир. Он еще не устал коллекционировать цветное стекло.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)