Роднянский: «В России все проще, чем в нацистской Германии»

Украинский продюсер Александр Роднянский – о впечатлениях от фильма о пропагандистке Третьего рейха.

– Посмотрел в Венеции на фестивале документальный фильм Андреаса Вейеля «Рифеншталь», о котором так точно написала Зинаида Пронченко. Это, действительно, очень сильно, – пишет Роднянский. – Собраны все послевоенные высказывания главной кинематографистки нацистской Германии.

Уже неинтересны подробности сьемок ее  знаменитых в свое время «Триумфа воли» и «Олимпии», мало-кого захватывают детали встреч с Гитлером и домогательств Геббельса, дружбы со Шпеером (да и кто помнит гитлеровского архитектора и министра вооружений во время войны?).

Главное в фильме – это поиск ответа на совсем простые вопросы: понимала ли она про природу режима или нет, видела ли многочисленные преступления и, если да, почему сотрудничала?..

Александр Роднянский

И ответы на эти вопросы получены на глазах – они собраны из фрагментов ее телевизионных интервью.

«Все в Германии, ну 90% поддерживали Гитлера, что я должна была присоединиться к нескольким недовольным?»

Или дискуссия с женщиной ее поколения, простой рабочей, которая посмела сказать, что все в Германии могли видеть и понимать происходящее. Как на это возбудилась 70-летняя Рифеншталь… «Мы ничего не знали, все стало известно только после войны, я выполняла свою работу, это был заказ»…

И совершенно понятно, абсолютно очевидно, что она лжет.

Поверьте, я пишу этот пост без желания проводить параллели с сегодняшней Россией.

Да и нет там кинематографистов такого таланта, как Ленни Рифеншталь, которые бы рьяно поддерживали режим.

Да и сам режим лишен идеологии, в отличие от 3-го рейха с его расовой теорией и мечтой о мировом господстве. Все проще в России – контроль правящей группы над огромной страной и «не лезьте в наши дела».

Но две детали, не связанные с героиней фильма, остались в голове. По дороге в кинотеатр встретил одного из московских критиков, ставшего после отъезда Долина, Пронченко и других лидеров мнений, фактическим бенефициаром войны. Выступающим, пишущим, составляющим программы фестивалей. Тоже «не замечающим ничего».

И ещё – имя продюсера фильма. Это самая влиятельная политическая журналистка немецкого телевидения, ведущая там важнейшую еженедельную программу своего имени – Сандра Маишбергер. По уровню известности сопоставимая с Дмитрием Киселевым и Владимиром Соловьевым вместе взятыми. Вот она не молчит и все видит.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(23)