Коктейль

Роднянский: Это про «реальную политику» — паранойю, глупость и жадность

Известный всему миру российский кинопродюсер пишет о шекспировских экранизациях и премьере этого года.

— Днями посмотрел вышедший на Netflix фильм Дэвида Мишо «Король». Фильм явно вдохновлён и даже основан на исторических хрониках Шекспира, в частности «Генрихе V». Что заставляет меня сказать несколько слов о шекспировских экранизациях, — пишет продюсер «Нелюбви» и «Левиафана» Александр Роднянский. — Григорий Козинцев, снявший знаменитого советского «Гамлета» со Смоктуновским, полагал, что эту пьесу нужно сыграть в костюмах XVI века, но говорить в ней о современной истории.

«Гамлет» Козинцева, вышедший в эпоху оттепели, был размышлением о столкновении личности и государства. Слова о том, что человек не флейта, на которой власть может играть что угодно, в трактовке Козинцева занимали куда более важное место, чем «быть или не быть».

Подчас постановки одной и той же пьесы могут радикально отличаться трактовкой, продиктованной требованиями времени. Так случилось с экранизациями «Генриха V». Первая из них, снятая Лоуренсом Оливье, появилась в 1944 году. Фильм был заказан Британским министерством информации в разгар войны, чтобы поднять патриотические чувства британцев, и транслировал образы «старой доброй Англии», страны победившей французов в битве при Азенкуре. Все элементы, которые могли бы бросить тень на короля (его приказ об убийстве французских пленных), были вычеркнуты из сценария. По слухам, по личному распоряжению Черчилля.

В следующий раз «Генрих V» попал на киноэкран лишь в 1989-м. Режиссером нового фильма стал Кеннет Брана. К тому времени хорошим фильмом о войне был антивоенный фильм, поэтому прочтение пьесы принципиально изменилось, а представление о Средневековье как о времени жестокости, повлияло на художественное решение фильма.

Идея нового «Короля» принадлежит австралийскому актеру и режиссеру Джоэлю Эджертону, привлекшему в режиссеры и соавторы сценария Дэвида Мишо, своего земляка. Перед нами история превращения мальчика в короля. Юный Хэл (потрясающий Тимоти Шаламе) надевает корону, теряет юношеское безрассудство и берется за меч.

Этот фильм о том, как легко манипулировать властью и, конечно, о том, как за якобы «стратегическими» интересами государства кроются банальные личные. У Мишо получилось мрачное, брутальное кино про «реальную политику» — паранойю, глупость и жадность.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(13)