Роднянский: «Без совести можно все. Все позволено. Ни за что не стыдно»
Известный продюсер — о том, чем отличаются люди, выступающие за войну, от тех, кто против нее.
— Идёт 501-й день большой войны, — пишет Александр Роднянский. — И все это время я продолжаю задаваться простым вопросом — что отличает россиян, поддерживающих агрессию и убийства, от тех, кто не может согласиться с этим кошмаром. Почему не все видят, не все чувствуют, не все понимают?
Как-то встретил в онлайн любопытное и, мне кажется, точное объяснение. У Ханны Арендт, автора знаменитой «Банальности зла», есть такое наблюдение — о людях в Германии 1930-х годов, которые сохранили иммунитет к тоталитаризму.
Арендт задается вопросом: чем эти люди отличались от большинства? Она приходит к выводу, например, что высокая культура, образование не играют тут никакой роли…
Способность к сопротивлению сохранили лишь люди определенного психического склада, приходит к выводу Арендт, те, кто привык вести постоянный внутренний диалог со своим вторым «я», или, попросту говоря, с совестью.
Люди, которые привыкли сверять каждое действие с внутренним камертоном, не могут пойти против него – попросту потому, что они не смогут с этим дальше «жить», эта совесть их сгрызет.
Беда в том, пишет Арендт, что для большинства людей этот внутренний диалог не является чем-то необходимым, или же у них попросту нет такой привычки, ставшей необходимостью.
Я согласен. Без совести можно все. Все позволено. Ни за что не стыдно.
Читайте еще
Избранное