Комментарии
Андрей Федоров, naviny.by

Рискнет ли Лукашенко не подписать договор о Евразийском союзе?

Светлое будущее Евразийского экономического союза (ЕАЭС) остается под большим сомнением. Хотя на состоявшемся 29 апреля в Минске заседании Высшего Евразийского экономического совета первые лица Беларуси, Казахстана и России подтвердили намерение подписать договор о создании ЕАЭС 29 мая в Астане, между партнерами сохраняются серьезные противоречия.

Минск попытается выбить выгоды в двустороннем порядке

Похоже, что белорусское руководство не особо рассчитывало на благоприятный для себя исход апрельской встречи в Минске. В пользу этой версии свидетельствуют критические замечания Александра Лукашенко по теме евразийской интеграции на протяжении последних недель и его же выступление на открытии заседания тройки 29 апреля в узком составе.

Напомню, белорусский лидер сразу же обозначил свою позицию: «Нам предлагают сегодня оставить нерешенными те проблемы, которые надо было бы разрешить еще на предыдущих этапах. По нашему твердому убеждению, мы должны выходить на конкретные рубежи, одним из которых является полноформатный таможенный союз. Между его членами не должно быть никаких ограничений в движении товаров, какими бы чувствительными они ни были».

Однако, как и предсказывали практически все независимые эксперты, призывы действия не возымели. В своем сегодняшнем не блестящем экономическом положении (и это, возможно, еще далеко не предел) Россия не может позволить себе финансовые потери, которые, по оценкам ее официальных лиц, составят в случае создания общих рынков нефти и газа, то есть ликвидации соответствующих изъятий и ограничений из режима свободной торговли, 30-35 миллиардов долларов в год.

В итоге все усилия белорусских властей оказались тщетными. Как сообщил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, общие рынки газа и нефти начнут функционировать с 2025 года. То есть вопрос переносится на десять лет, против чего категорически возражал официальный Минск.

Впрочем, добиться от Кремля более благоприятного для себя режима торговли нефтепродуктами белорусское руководство наверняка попытается в ближайшее время в двустороннем порядке.

Структура новая, судьба — прежняя

Но отнюдь не очевидно, что Москва в этом вопросе пойдет навстречу Лукашенко. В свете этого возникает вопрос, согласится ли Беларусь в любом случае подписать, как было запланировано, в конце мая договор о ЕАЭС. Так вот, можно с уверенностью утверждать: да, согласится.

Во-первых, экономическое состояние страны сейчас является чрезвычайно тяжелым. Независимые специалисты в один голос утверждают, что масштабы существующих дисбалансов уже сравнимы с тем, что было перед кризисом 2011 года.

Вдобавок буквально накануне встречи тройки в Минске было распространено заявление миссии МВФ в Беларуси, согласно которому рецессия в России и напряженная ситуация в Украине дополнительно нанесут белорусской экономике сильный удар.

Во-вторых, белорусские власти уже не питают на малейших иллюзий в отношении возможного содействия Запада. В этом плане весьма показательно выступление заместителя главы белорусского внешнеполитического ведомства Елены Купчиной на пленарном заседании совещания министров иностранных дел стран-участниц Вышеградской группы и Восточного партнерства, проходившего 28-29 апреля в Будапеште.

Купчина представила там подходы Беларуси к реализации и дальнейшему развитию Восточного партнерства. Казалось бы, в создавшихся условиях логично искать пути сближения и с этой целью стимулировать движение навстречу призывам партнеров, прежде всего в вопросах демократизации внутренней политики. Однако в выступлении Купчиной вновь прозвучала старая песня о «безусловности уважения к базовым принципам равноправия, недискриминации и взаимной ответственности».

Таким образом, сейчас для Минска совсем неподходящий момент, чтобы начинать ссору со своим единственным спонсором, тем более что по понятным причинам Кремль пребывает совсем не в благодушном настроении.

К тому же распространенное мнение, будто белорусский режим сможет сыграть на том, что России, настроившей против себя не только Америку и Европу, но и «воздерживающийся» Китай, нужны хоть какие-нибудь союзники, представляется не вполне соответствующим действительности.

Безусловно, Москве белорусский союзник нужен. Но когда она целенаправленно вступала в острую конфронтацию с объединенной Европой и Соединенными Штатами, никакого мало-мальски серьезного расчета на его реальную поддержку, разумеется, не было. Соответственно, если будет сочтено целесообразным, то для принуждения к подписанию договора Кремль пустит в ход любые методы, в том числе силовые.

Так что Путин действительно имел все основания выразить после переговоров 29 апреля уверенность, что подписание состоится в намеченные сроки.

Вот только крайне сомнительно, что новый союз окажется более эффективным, чем предыдущие постсоветские образования под эгидой Кремля.