Правительство сочиняет планы по поддержке экономики, в том числе IT и автомобильного транспорта, придумывая новые рынки и даже либерализацию условий. Сколько бы рациональных зерен не было в этих планах, они не спасут положение, потому что борются со следствием, а не с причинами.
Режим медвежьих услуг, или закат внешнеторгового чуда вручную
Павел Мацукевич в новом выпуске Пульса Ленина-19 продолжает экспортную тему: представляет рейтинг ключевых стран — импортеров белорусских услуг по итогам 2021 года и анализирует нерадужные перспективы внешней торговли Беларуси.
Тянет-потянет, вытянуть (не) может
В беларусском публичном пространстве внешней торговле товарами часто уделяется куда больше внимания, чем торговле услугами. На самом деле сфера услуг не менее (куда более) важна и в нашем случае традиционно нивелирует внешнеторговый дисбаланс, а в минувшем году обеспечила положительное экспортное сальдо в 3,8 млрд долларов (сальдо товарами — -791,1 млн долларов, сальдо услугами — +4,5 млрд).
ТОП-25 стран-импортеров белорусских услуг в 2021 году (составлен на основании данных Нацбанка, в млн долларов США)
- Россия — 1 861,1
- США — 1 513,6
- Польша — 888,6
- Германия — 864,9
- Китай — 435,3
- Литва — 384,0
- Кипр — 381,4
- Великобритания — 350,5
- Украина — 248,0
- Швейцария — 223,7
- Нидерланды — 171,4
- Ирландия — 162,6
- Чехия — 147,9
- Латвия — 141,7
- ОАЭ — 139,1
- Казахстан — 126,9
- Бразилия — 115,3
- Австрия — 111,3
- Израиль — 107,0
- Эстония — 106,0
- Бангладеш — 104,0
- Индия — 98,7
- Бельгия — 74,2
- Индонезия — 73,3
- Италия — 70,6
Экспорт услуг в отдельные западные страны значительно (в разы) превышает товарные поставки. Такая особенность характерна для торговли, например, с США и Швейцарией.
В прошлом году Беларусь экспортировала услуг на сумму 10,2 млрд. долларов. На долю ЕС и США приходится 42% торговли услугами, России — 30%, Китая — 4,5%.
Динамика экспорта услуг за последние пять лет (в млрд долларов США)
- 2017 — 7,9
- 2018 — 8,8
- 2019 — 9,6
- 2020 — 8,7
- 2021 — 10,2
Основной экспорт дают транспортные услуги (43% в 2021 году), затем компьютерные, телекоммуникационные и информационные (ИКТ, 29%). Далее следуют деловые, строительные и туристические услуги. При этом, к примеру, подавляющий объем экспорта услуг Беларуси в США приходится на ИКТ (почти 90%).
Если говорить о потенциале сектора услуг — то тут есть (или было) к чему стремиться. Сфера услуг в структуре ВВП Беларуси не превышает 50%. Между тем на долю услуг в ВВП развитых стран приходится не менее 70%.
В Швейцарии, например, 74%. В результате, имея территорию в пять раз меньшую по площади, Швейцария в разы превышает Беларусь по объему экспорта транспортных услуг (не говоря об иных).
Забивание гвоздей микроскопом
По мнению МИД, в 2021 году сектор услуг Беларуси продемонстрировал устойчивость к глобальным экономическим потрясениям. Уместнее, конечно, говорить об устойчивости к попыткам международной изоляции режима и санкциям. Переживет ли он их ужесточение за соучастие в агрессии РФ против Украины?
Думаю, что маловероятно, как бы оптимистично не выглядело в цифрах начало 2022-го. Пока есть статистика только за январь-февраль, и она, конечно, не показательна, поскольку довоенная.
Экспорт товаров за два месяца текущего года вырос до 6,2 млрд долларов. В список ключевых стран-партнеров по товарному экспорту вошли Россия, Украина, Нидерланды, Польша и США. Сальдо внешней торговли товарами — отрицательное (-20,1 млн долл.).
Экспорт услуг за январь-февраль 2022 года увеличился до 1,5 млрд долларов. Наиболее доходным был экспорт транспортных услуг и ИКТ. В числе самых главных партнеров — РФ, США, Германия, Литва, Польша, Индия. Сальдо внешней торговли услугами положительное (+746,6 млн долларов).
Ситуация по полугодию скорее всего покажет совершенно иную динамику. Думаю, что кривая роста пойдет вниз.
В сфере услуг война нанесла удар по двум ключевым отраслям — транспорту и ИКТ. Остальные зачахнут за компанию — по совокупности других санкционных ограничений.
ЕС ввел запрет для белорусских транспортных компаний на перевозку грузов по территории Евросоюза, в том числе транзитом.
Флагман внешней торговли — Парк высоких технологий (3,2 млрд долларов экспортной выручки в 2021-м), — перешел на экспорт компаний и программистов вместо софта и услуг, потому что зарубежные заказчики начали массово отказываться от всего беларусского. С момента войны из Беларусь выехали порядка одной трети (если уже не больше) IT-кадров страны.
Непонятно, почему за Лукашенко и его политику страна должна расплачиваться так дорого. Почему экономика должна подстраиваться под возможности режима, а не режим меняться под запросы и интересы страны и экономики? Совершенно противоестественные процессы, которые, к сожалению, приведут к краху экономики, но не режима.
Переориентация каких-то бизнесов, болезненное замещение отдельных (!) стран или рынков другими и так далее возможны, но в любом даже самом благоприятном случае потребуются время и деньги — на строительство портовой инфраструктуры, например.
Потери неизбежны и вряд ли восполнимы. Это примерно как забивать гвозди микроскопом — технически возможно, но дорого и неэффективно.
Читайте еще
Избранное