Общество
Виктор ФЕДОРОВИЧ, naviny.by

Реформа МВД: лозунг уже придумали

«Реформа должна произойти в умах и сердцах сотрудников», — заявил министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич на встрече с бывшими руководителями милицейского ведомства, ветеранами органов внутренних дел и внутренних войск МВД.

Эта фраза Шуневича, кстати, неплохо звучит в качестве лозунга грядущей реформы. Однако насколько сей задорный призыв министра удастся реализовать на практике?

Как известно сердце — орган заменяемый, белорусские хирурги такие операции проводят. Но каким образом глава ведомства намерен повлиять на умы подчиненных, похоже, он и сам еще не определился.

Вот и пресс-служба МВД в сообщении о проведенном мероприятии, в котором по неизвестным причинам не участвовали «ключевые» предшественники Шуневича — генералы Сиваков, Наумов и Кулешов, напустила, что называется, туману. Отчет о встрече на сайте ведомства размещен под заголовком «Ветер перемен подул в сторону МВД…». И тут же первой строкой (словно предупреждение личному составу о надвигающейся опасности) китайская пословица — «Не дай Бог вам жить в эпоху реформ».

Восточная мудрость в данном случае, как говорится, ни к селу, ни к городу, тем паче, что, по убеждению автора милицейского текста, китайцам «трудно воспринимать малейшие изменения в размеренной череде событий», а «Беларусь — современная страна». Интересно, а Китай в таком случае какая страна? Но, Бог с ним, с Китаем.

Вернемся к нашим людям в погонах, существование которых сродни блужданию ежика в тумане, конец которому решил положить Александр Лукашенко, инициировавший то ли «глубинную» милицейскую реформу, то ли «без коренной ломки» совершенствование. Что из этого получится, станет известно не раньше осени, когда, по слухам, Лукашенко должны ознакомить с концепцией милицейской перестройки.

Разве у МВД есть проблемы?

На упомянутом совещании с ветеранами министр Шуневич изрек: «Перемены в нашем ведомстве должны быть взвешенными и прагматичными. В первую очередь реформа должна произойти в умах и сердцах сотрудников, как действующих, так и ветеранов, которые до сих пор неравнодушны к проблемам милиции».

Самое поразительное то, что на официальном уровне за последние полтора десятка лет ни один представитель МВД никогда не обозначал даже пунктиром эти самые «проблемы милиции».

Никогда белорусскому налогоплательщику не сообщалось, сколько в стране вообще сотрудников органов дел, много их или мало, чтобы противостоять преступности, которая постоянно сокращается, насколько они законопослушны или коррумпированы… Органы МВД такого рода информацию предпочитают не озвучивать.

Между тем, за последние годы система МВД помимо «славы» самой нестабильной в органах власти приобрела и статус самой закрытой от общества структуры. Единственным официальным информатором проблем МВД был и остается Александр Лукашенко.

Так, например, 29 июня 2009 года на совещании с оперативно-начальствующим составом органов внутренних дел Лукашенко выказывал недовольство в связи с «проникновением в органы внутренних дел таких масштабных явлений, как коррупция, должностные преступления, предательство интересов службы».

Ругал за то, что «для МВД характерна непродуманность и непоследовательность при решении кадровых вопросов, что приводит к снижению профессионального уровня сотрудников и не позволяет качественно решать поставленные задачи. Текучка кадров порождает много проблем».

Общий некомплект личного состава на 1 июня 2009 года составлял 9%, в службе по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями — практически 11%, в подразделениях патрульно-постовой службы — 19%.

Высокая текучесть кадров также негативно сказывалась на деятельности участковых. Некомплект последних на то время в целом по стране составлял 9%, при этом в Минской области — 11%, а в Минске — 20%. «По данным опроса, каждый четвертый милиционер назвал такое положение дел следствием неприемлемого стиля руководства со стороны непосредственных начальников, создающих нервозную обстановку в коллективе», — сообщил Лукашенко.

Тогда же было объявлено, что «белорусская милиция нуждается в глубокой реформе, однако проводиться она должна без кадровых чисток и кардинальной ломки системы».

С тех пор прошло уже три года, но обществу никто до сих пор так и не сообщил, что сделано для устранения проблем МВД и сделано ли вообще. Создается впечатление, что милицейские начальники просто прячутся за спиной президента и ждут, когда он сам в очередной раз расскажет о ситуации в силовом ведомстве.

Министры уходят, но ничего не меняется

Все предшественники министра Шуневича, на долю которых выпало командовать ведомством в XXI веке, ушли в отставку в звании генерал-лейтенанта, но никто из них не дослужился до «реформатора». Хотя все они пытались внести свою лепту в развитие системы МВД, чтобы в итоге поднять имидж белорусской милиции в глазах рядового налогоплательщика.

К месту вспомнить Юрия Сивакова, который активно занялся наведением порядка в органах. Ввел в лексику милиции фразу американских копов «Чем могу вам помочь?», вместо пресс-службы из двух человек создал целое управление. Юрий Леонидович охотно общался с журналистами и порой такое выдавал, что диктофоны сами останавливались.

Годы руководства Владимира Наумова милицейским ведомством прошли под знаком постоянных сокращений и потрясений в рядах тех, кто непосредственно должен был бороться с преступностью. Например, в 2006 году угрозыск ГУВД столицы был сокращен наполовину. Сокращенными офицерами планировалось усилить райотделы. Многие же профессионалы розыска просто уволились из органов.

Наумов еще настолько увлекся мониторингами общественного мнения по доверию к милиции, что стал использовать их результаты для наказания руководителей, отчего, по слухам, милицейские начальники начали остерегаться получения звания полковника, что автоматически продляло срок их выхода на пенсию с 45 до 50 лет.

Анатолий Кулешов, которому и было поручено приступить к реформированию системы, наломал таких дров в деле «подъема имиджа сотрудника органов внутренних дел», что в глазах демократической общественности после событий 19 декабря 2010 года и прошлогодних молчаливых акций этот имидж находится ниже плинтуса. К месту заметить, будучи начальником минского ГУВД, Кулешов своим приказом интересным образом «реформировал» оперативно-поисковый отдел (ОПО) уголовного розыска, сотрудники которого специализировались на борьбе с карманными кражами — отдел был просто ликвидирован. А воры-карманники никуда не делись, и вскоре отдел пришлось воссоздавать уже при новом начальнике ГУВД.

Министр Игорь Шуневич, судя по его выступлениям на встрече с ветеранами, также собирается поработать в направлении создания положительного имиджа белорусского милиционера. В частности, есть замысел создать при МВД Общественный совет, возродить Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, ибо, как сообщает пресс-служба, «не секрет, что милиционер, исполняя служебные обязанности, руководствуется не только буквой закона, но и моральными принципами».

Судя по всему над «моральными принципами» своих подчиненных главе ведомства предстоит серьезно поработать. Об этом свидетельствуют продолжающиеся при Шуневиче — начатые при Кулешове — так называемые превентивные задержания представителей оппозиционных и общественных движений, журналистов и ученых якобы за мат в общественных местах, который слышат исключительно милиционеры.

Как при таких слуховых галлюцинациях может случиться реформа в умах сотрудников МВД, трудно представить. Тут не китайские пословицы надо цитировать, а русскую классику, которая все же ближе белорусам, чем восточная тонкая мудрость.

Например, профессора Преображенского из «Собачьего сердца», указавшего место всех проблем: «Разруха сидит не в клозетах, а в головах!». И добавившего: «Двум богам служить нельзя!».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)