«Реакция будет двойственной». Как россияне отнесутся к громкому заявлению Пугачевой?
Политолог Алексей Макаркин – о призыве Аллы Пугачевой включить ее в список иноагентов.
– Как представляется, общественная реакция будет двойственной, связанной с двойственной же функцией эстрадных артистов в советском обществе (а Алла Пугачева – один из главных символов позднего СССР), – пишет Макаркин. – С одной стороны, советская власть терпела легкий жанр, потому что люди нуждались в развлечениях, а не только в классике и идеологически правильных песнях.
Сталин в послевоенное время пытался исключить легкий жанр, но долго так продолжаться не могло. Уже вскоре после его смерти аполитичные развлечения возобновились – как это происходило, было показано спустя десятилетия в фильме «Покровские ворота» (эволюция репертуара Велюрова), а символом возвращения легкого жанра стала «Карнавальная ночь» с Гурченко.
У эстрадных артистов было много поклонников, ими восхищались, популярные шлягеры звучали на всех танцплощадках. И Алла Пугачева с ее ярким талантом и абсолютной узнаваемостью (в отличие от вторичных эстрадных имитаций) была и до сих пор остается одной из главных любимиц людей, помнящих СССР.
С другой стороны, легкий жанр был именно терпим, а не поощряем. Эстрадные артисты, наряду с их антиподами – представителями духовенства разных конфессий – признавались если не вредными, то, по крайней мере, «неполезными» для строительства светлого будущего (где, как имелось в виду, будет место только для высокого искусства и научной картины мира).
Заслуженный характер легальных доходов тех и других подвергался сомнению. Далеко не самый ортодоксальный польский марксистский политолог Ежи Вятр писал в 1977 году в своей «Социологии политических отношений», что высокие доходы эстрадных артистов «являются следствием не столько значительного количества и особого качества труда, сколько умения приспособиться к массовым вкусам».
Соответственно, артисты были не только любимцами публики, но и объектами критики – как в официальной прессе (от «Правды» до «Крокодила»), так и путем «вбрасывания» информации о сверхдоходах – легальных и тем более нелегальных.
А дальше слухи распространялись сами через сарафанное радио со все новыми подробностями. Тем самым артисты выступали в роли «громоотводов», отвлекая от аналогичной критики в отношении номенклатуры.
И те же советские люди, которые вчера с удовольствием слушали очередной шлягер, завтра завистливо пересказывали друг другу истории про то, как незаслуженно богато живут певцы и певицы.
Такая же зависть сохранилась и сегодня, несмотря на то что СССР давно уже нет. Тем более, что светская хроника дает возможность для сплетен уже без всяких «вбросов».
И оба этих фактора надо учитывать для того, чтобы понимать как общественную значимость заявления Аллы Пугачевой, так и ограничители для его восприятия населением.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное