Общество
Валерия Стасюк, «Экспресс-Новости»

«Раньше через таможню можно было чёрта провезти»

На рынке в Хмельницком легко заблудиться. Там все дешево, а потому, не замечая этого, белорусы оставляют там столько денег, сколько не позволяют себе тратить в Беларуси в месяц. Корреспондент «ЭН» совершила первый, испытательный рейс в Хмельницкий по новым таможенным правилам и привезла самые свежие данные о наличии товара, его стоимости, провоза через границу, а также личные впечатления от увиденного.

Подготовительные мифы о Хмельницком

Десятки объявлений о шопинг-турах в Хмельницкий есть в каждой рекламной газете. Большинство фирм предлагает до 4 туров в неделю. Стоимость поездки в среднем 30 долларов и 25 тысяч.

Пассажиры делятся на две группы: «бывалые» и новички. Первые всю десятичасовую дорогу рассказывают вторым, как не заблудиться на огромном рынке, как правильно торговаться и что лучше не покупать. В такую атмосферу попала и я в 9 часов утра, когда отходил наш автобус в Хмельницкий.

«Сыры там вкусные, я советую тебе брать. А вот колбасы наши лучше, у них вкус не тот, – говорит пожилая дама своей подруге. – Мед дешевле, орехи. Кстати, ты сумку взяла? Если нет, то можно будет купить прямо у входа на рынок, стоит всего доллар. Только ты смотри, я в прошлый раз купила без бегунка. Все проверяй».

После того как автобус выехал за пределы Минска, инструктаж начала руководитель группы Нина Петровна, крашеная блондинка, умеющая договориться на таможне и организовать действия собравшихся.

«Сначала мы заедем за едой. Деньги на еду поменяем на таможне, потому что по пути будет уже негде. За едой поедем на склады. Не знаю, что сейчас покупать и как, потому что только в начале недели изменили правила. Душат нас, как можно. Раньше были такие таможенные пункты, через которые и черта провезти можно было. Мы с вами первая группа, которая едет по новым правилам. В среду должны были ехать оптовики, но они испугались. Перенесли поездку на понедельник, чтобы узнать, как на таможне пропускают. Но у нас вроде оптовиков сегодня нет, так что все будет хорошо». Пассажиры, которые ехали первый раз, записали, что можно перевозить 5 кг продуктов и 35 кг вещей, 2 литра алкоголя и блок сигарет. Пиво входит в продукты. Советовали брать кофе, чай, конфеты, приправы, порошок, моющие средства – все, по словам, в два раза дешевле, чем у нас.

«Паста по цене от нашей не отличается, но по качеству гораздо лучше, – спокойным голосом докладывала Нина Петровна, – водку берите лучше с перцем. На «бруньках» на складах паленая, не покупайте».

Парни, сидевшие рядом со мной, ехали за свадебными костюмами.

«Мы едем в первый раз, – начинает знакомиться кудрявый молодой физкультурник Гена, – друг женится и купил себе там костюм за 90 долларов. Мы смотрели, у нас точно такой же костюм на Ждановичах стоит 700 тысяч. Конечно, нам за костюмом съездить выгоднее. А попутно и родня заказала кроссовки, халаты, куртки, одежду».

У молодой пары на передних сидениях скоро свадьба. Невеста Карина говорит, что в Минске свадебные платья новой модели, как она хочет, напрокат стоят около 600 долларов, в Хмельницком купить гораздо дешевле.

«У меня почти все с работы туда ездят. Я-то еду первый раз. Но мы решили тогда уже и костюм купить моему жениху Ярославу. И для нашей комнаты прикупить тюль и люстру».

Большинство же попутчиков – немолодые женщины. Они едут не в первый и не в последний раз. Знают, что почем.

«Я скажу вам так, молодежь, – обращается армянка к парням, – если вы едете в Хмельницкий, то нужно закупаться по полной. Бо ничего не сэкономите. Если возьмете хотя бы долларов 200-300, тогда экономия ощутимая будет, долларов 100-150. За хорошие вещи и там нужно раскошелиться. За бесплатно ничего толкового не бывает, ребята, ничего».

К границе наш автобус подъехал в три часа дня. Прошли ее быстро и уверенно. Первая остановка в Украине – продуктовые склады. Поэтому, нужно поменять деньги.

Нина Петровна зашла в душный автобус, из которого уже час не выпускали людей, потому что проходили таможню. Сказала, что по два-три человека разрешили выходить и менять деньги. В автобусе послышались реплики, мол, как зеков по несколько человек выводят, но особо недовольных не было: остановок больше не будет, а на складах обмена валют нет.

Минчане распихивают конкурентов

Шесть часов езды по неаккуратным украинским дорогам после прохождения границы – и наш автобус останавливается на стоянке возле складов в городе Ровно. Склады снаружи напоминают гаражи, вокруг какие-то пустыри и бараки, зато через дорогу – центр продажи элитных автомобилей.

Внутри складов – обычный продуктовый супермаркет. Тележек свободных нет, приходится складывать продукты в пакеты. Большинство товаров имеют такую же цену, как и у нас. В основном это экспортные товары вроде зубной пасты, шампуней, импортных конфет и пива. Украинские товары действительно дешевле наших, некоторые более, чем в два раза. Возле отдела с конфетами и спиртным даже стоят девушки-консультанты.

Есть в магазине не только шопперы из Беларуси, но и коренные жители. Они привыкли к белорусам, которые скупают их порошки, подсолнечное масло, сладости и водку. Но вслед все равно делают ехидные замечания вроде: «Неужели у вас там ничего нет, что вы друг друга здесь пихаете?».

Если набирать много всего, то экономия, естественно, будет ощущаться. Но всю Украину к себе не перевезешь, поэтому белорусские шопперы выбирают приоритетные для себя товары и берут их в пяти-, а то и десятикратном количестве. Список товаров, которые предпочитают везти из Украины с максимальной выгодой для себя:

Украинский стиральный порошок, 10 кг – 10 тысяч бел. рублей;

Шоколадные конфеты в коробках – от 7 до 20 тыс. бел. рублей;

Карамельки – 6-9 тыс. бел. рублей за 1 кг;

Украинские соки, 2 литра – 3 тыс. бел. рублей;

Кофе растворимый, 250 г – 9 тыс. бел. рублей;

Чай в пакетиках, блок (10 упаковок) – 10 тыс. бел. рублей;

Украинский кетчуп – 2 тыс. бел. рублей;

Сигареты, пачка, «L&M» – 900 бел. рублей;

Сигареты, пачка, «Marlboro» – 2.200 тыс. бел. рублей;

Украинский коньяк – от 8 тыс. бел. рублей и выше;

Вина натуральные, украинские – от 6 тыс. бел. рублей и выше;

Водка, 0,5 литра – 5 тыс. бел. рублей.

В кассах очереди покруче, чем в наших гипермаркетах в часы пик. Женщина передо мной взяла 8 коробок украинских конфет, 2 блока чая, 2 большие банки кофе, 10 кг порошка, блок сигарет. В общей сумме заплатила около 80 долларов. Больше ста долларов в продуктовых складах никто не оставляет, ведь впереди главная цель поездки – Хмельницкий рынок.

Рынок, который не обойти за 10 часов

После продуктовых закупок многие в автобусе решили расслабиться и выпить немного украинской водки. От Ровно до Хмельницкого ехать около трех часов.

За эти три часа корреспондент «ЭН» отчетливо осознала, почему в такие поездки чаще всего ездят женщины. Дело даже не в выносливости, умении торговаться и организованности. Дело в том, что женщины умеют вовремя остановиться. Если женская часть автобуса, а это больше половины, выпив по 100 граммов, легла спать, то мужчины пили в течение трех часов. По прибытии их пинками выгоняли на рынок: жены же их послали за покупками!

Наш автобус приехал в 12 часов ночи. Рынок уже работал. Создалось такое ощущение, что он и не закрывался. Нам дали время похода по рынку до 10 утра.

Сначала я не совсем поняла, что так долго там делать. Но когда ощутила его размеры и форму, то солнце уже взошло и даже припекало.

На выходе из автобуса пассажиров уже встречали валютчики и продавцы огромных баулов. Тех самых, которые являются фирменным знаком отличия всех челноков. На рынке можно найти как раз весь тот товар, который разрешено провозить через границу. Там практически нет стройматериалов (их провозить нельзя), кроме карнизов (которые провозить можно). Нет мебели, к которой на границе причисляют даже крышку для унитаза. Очень много свадебных нарядов, есть даже целый свадебный ряд, который включает в себя не один ряд, а практически половину одного из пяти отсеков рынка. Много одежды и товаров для дома.

Как сторонний наблюдатель, не предвзятый, потому что везти оттуда для себя я ничего не собиралась, я разделила товары на рынке на две части. На одежду и товары для дома.

Одежду в Хмельницком покупать я не стала. Очень много дешевой, некачественной и непрактичной, что вызывает отвращение. Майки и кофты дерзких цветов с безобразными рисунками, некачественные джинсы, брутальные костюмы, вычурная обувь. Впрочем, это мое впечатление от увиденного. Большинство «бывалых» покупают много одежды себе и членам своей семьи. Утверждая при этом, что одежда новая, достаточно практичная. Та, которую покупаешь не за гроши, а платишь достаточно большие для Хмельницкого деньги. Это, в среднем, больше 15 долларов.

Цен выше 150 тыс. бел. рублей на украинском рынке практически нет. Только на свадебные платья, кожаные и меховые изделия, о чем будет написано ниже. Список средних цен на популярную среди белорусских шопперов одежду и обувь:

Домашние тапочки – 4-10 тыс. бел. рублей;

Купальники – 10-20 тыс. бел. рублей;

Майки, кофты мужские и женские – от 4 до 15 тыс. бел рублей;

Махровые халаты длинные (исключение: хорошее качество) – от 80 до 130 тыс. бел. рублей;

Кроссовки мужские, женские, обувь – от 20 до 100 тыс. бел. рублей.

Цены на свадебные и выпускные платья колеблются от 50 до 250 долларов. За 250 можно купить платье ручной работы, с фатой и перчатками. Свадебные и вечерние платья шьют в Украине. Материалы привозят чаще всего из Китая. Но на будущей невесте или выпускнице они сидят очень хорошо. Практически все платья одной модели – пышные, со стразами и вышивками на корсете. Свадебные и вечерние платья пользуются популярностью среди белорусов, и это на самом деле выгодное предложение.

Так же выгодно покупать различные товары для дома – подушки, одеяла, пледы, постельное белье, скатерти, тюль, шторы, люстры. Стоимость хорошей посуды сравнима с нашей. Карнизы в полтора раза дешевле, но устаревшие, громоздкие модели. Вообще, если вы приезжаете в Хмельницкий, то следует забыть о слове «мода» и больше склоняться к понятию «собственный стиль».

Одеяло – от 15 до 60 тыс. бел. рублей;

Пледы – от 10 до 40 тыс. бел рублей;

Полотенца, наборы по 5 шт. – от 10 до 30 тыс. бел. рублей;

Постельное белье – от 20 до 60 тыс. бел. рублей;

Скатерти – от 4 до 15 тыс. бел. рублей;

Люстры – от 30 до 60 тыс. бел. рублей.

Бытовую технику там советуют не покупать. Она стоит практически, как и у нас, но многая – непонятного украинского производства. Кстати, на большинстве товаров из Хмельницкого вы не увидите ни фирму, ни даже страну-производителя.

Многим не хватает десяти часов на огромном рынке. Пока мы ждем возле автобуса тех, кто еще не завершил свои покупки, я пытаюсь фотографировать.

«Что вы тут фотографируете? – делает мне замечание Нина Петровна. – Это же место, куда не фотографии приезжают делать. Не курорт. Вот недавно белорусское телевидение здесь сняло, что белорусы оставляют тут свои деньги, и вам кислород-то на границе перекрыли. Хотите, чтобы хуже было? Я восемь лет езжу с группами, меня не проведешь».

Честно говоря, рынок «Хмельницкий» действительно неприятно фотографировать: вонючие платные туалеты, бродячие собаки, цыгане, воры, бомжи, мусор и грязь. Посреди всего этого украинские торгаши и белорусские покупатели, которые болезненно ищут, на чем бы еще сэкономить.

-- Я больше никогда сюда не приеду. Это мой первый и последний раз, – говорит молодая, одинокая мать. – Невозможно все это вынести. Кто поставил на мои кресла свои сумки?

-- Еще приедете, – успокаивает ее Нина Петровна, – сколько я таких видела, кто в первый раз приезжал и плакался. Потом возвращались домой, все подсчитывали и вливались в нашу компанию.

Испытание таможней

Выезжали мы поутру, чтобы успеть на границу первыми. В утреннем солнце из стекла автобуса удалось осмотреть и сам Хмельницкий. Много частных, больших и обеспеченных домов. Стандартные советские многоэтажки. Магазины, где можно покупать, как и на рынке, все оптом или в розницу. Город Хмельницкий производит впечатление обеспеченного и сытого места.

На обратном пути все боялись проходить на границе таможенный досмотр по новым правилам. Планировали, что досматривать никого не будут, но таможенники повели себя профессионально и каждый автобус отправляли на взвешивание. Были очень любезны, в сумках не рылись.

«Весы немного врут, в вашу пользу – говорили они пассажирам автобуса. – Новые правила, надеемся, не очень осложнили вам жизнь».

«Мы же все для себя везем, ничего такого не набираем по сто штук», – говорит женщина с армянской внешностью. «У нас все для себя ездят, – поправляет ее Нина Петровна, – просто покупают детям, соседям, внукам».

Пока мы проходили таможенный досмотр, автобус проверяли представители контрабандного отдела. Контрабанды не нашли, автобус пропустили. Пассажиры с сумками вышли с досмотра, сели в автобус и поехали домой.

В общей сложности, таможню прошли за час. Сообразив, что челноков в нашем автобусе нет, никто не считал пары колгот и трусов. Потому что даже серьезного перевеса ни у кого не было.

В моих воспоминаниях Хмельницкий останется как грязный рынок с огромным количеством некачественного товара. В сознании многих белорусов Хмельницкий – это рынок, который кормит и одевает их и их семьи, который экономит им целую месячную зарплату и доставляет их детям неописуемую радость наличия четырех пар пусть китайских, но туфель.

Пересекая границу, десятилетний ребенок (взятый, чтобы на двоих больше товара вывезти) спросил у матери: «А почему мы везем порошок и подсолнечное масло, мама, у нас же дома продают порошок? И мои босоножки с прошлого раза быстро порвались, а те, что купили в магазине в Минске, до сих пор хорошие? В автобусе так жарко, почему мы туда постоянно ездим?».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)