Общество
Сергей Балай

«Рано или поздно национальный белорусский пехтинг тоже случится»

Скандал в Госдуме, получивший бойкое название «пехтинг», привел к сдаче мандата единоросса Владимира Пехтина, уличенного блогерами во владении многомиллионной недвижимостью в Майами. «Салідарнасць» поинтересовалась у лидеров мнений Байнета, может ли пехтинг найти свое применение в Беларуси.

Дарья Катковская: «В нынешней ситуации невозможно даже предугадать масштаб того, что на самом деле происходит в отечественной номенклатуре»

– Но если бы существовал список пехтинга госслужащих высшего ранга, мы бы узнали много удивительного в коридорах белорусской власти.

Судебный процесс над бывшим замглавы Мингорисполкома Игорем Васильевым тому подтверждением. Неудивительно, что суд был закрытым. Даже представить страшно, кто выступал в качестве свидетелей.

Наша проблема не только в малой эффективности прессы, отсутствии доступа к налоговым декларациям чиновников и другой статистике, но и в том, что идет процесс сокрытия еще недавно доступной информации. Во время последних парламентских выборов на сайтах исполкомов пропали имена госслужащих, задействованных в избирательных комиссиях.

Трудно назвать пехтингом такие факты как противостояние Евгения Липковича и Николая Чергинца, или превращение Петра Прокоповича в персонаж для насмешек и появление одноименного сайта по продаже валюты. Это троллинг и юмор. В силу отсутствия возможностей информирования и закрытости источников о том, что происходит в правящей верхушке, этот троллинг – наша отечественная попытка сделать хоть что-то.

Конечно, рано или поздно национальный белорусский пехтинг тоже случится. Но не факт, что у нас это будет иметь большой резонанс в силу апатии общества, ограниченности доступа к СМИ. Скорее всего, это приведет к каким-то внутренним перестановкам в системе, потому что она закрыта, и мы не знаем, что в ней происходит на самом деле.

Евгений Липкович: «Мы ничего не знаем о самой главной декларации»

– В России идет политическая борьба. Владимир Пехтин последовательно врал и его изобличили. Пехтинг – результат этой борьбы.

В условиях Беларуси возможен, скорее, т роллинг , чем пехтинг. По сравнению с нашей ситуацией, в России, в некоторой степени, вменяемая власть и оппозиция может прорываться к телеканалам. Белорусские чиновники полностью закрыты. Их доходы, декларации и активы неизвестны. А проверять стоит каждого.

До сих пор премьер-министр Михаил Мясникович не ответил, откуда взялись часы за 30 тысяч долларов. Еще один публичный факт: дело бывшего замначальника главного идеологического управления администрации президента Владимира Холода, который попался на взятке в особо крупном размере. И этот список можно продолжать.

Кроме того, мы ничего не знаем и о самой главной декларации (кроме того, что в ней должен бы быть «майбах»), да и видим эту декларацию раз в пять лет (но не будем забывать, что в 2006 году в ней «забыли» упомянуть младшего сына).

Пусть данные о доходах народных избранников станут доступными, а мы решим – предавать их пехтингу или нет. Ясно, что чиновники будут сопротивляться до последнего, избегать публичности в таких вопросах. Но если ничего не предпринимать, то они будут плевать на народ и дальше.

Андрей Кабанов: «Для пехтинга нужно лишь желание, время, мобильный телефон и компьютер»

– Считаю, что мы ничем не отличаемся от российских блогеров. Кроме того, что там показали, как при разумной подаче информации и привлечении внимания можно добиться результата. Нужно думать как «делать пехтинг», как преподносить сведения, а не пошуметь лишь пару дней, множа репосты в социальных сетях.

Сейчас есть ресурс и технологии. Для пехтинга нужно лишь желание, время, мобильный телефон, фотоаппарат и компьютер. Например – едем в поселок перед Дроздами. На улице Речной стоит куча коттеджей. Выяснить их примерную коммерческую стоимость можно у любого риэлтора. Несложно узнать у подрядчиков примерную стоимость работы. Аналогичную разведку можно сделать в загородных дачных поселках. Очевидно, если ты не бизнесмен, то иметь дом (дачу) в три этажа на зарплату чиновника, особенно недавно переехавшего в Минск из периферии, никак не можешь. Собранные факты можно передать, например, в прокуратуру. Заодно есть возможность увидеть, как умеют работать там люди не по команде «фас», а по сигналу от граждан.

Виктор Малишевский: «Белорусский пехтинг это часы Мясниковича, которые должны были стать предметом интереса со стороны компетентных служб»

– Пехтинг в России напоминает мне все истории с Алексеем Навальным, которые часто оказываются сливами информации. Сам блогер не скрывает, что информацию ему зачастую кто-то поставляет, а его задача – проверить: что правда, а что вымысел.

Случаются подобные ситуации и у нас. Но местный пехтинг отличается меньшим калибром, а также иными путями, по которым приходят такие сливы.

К сожалению, у нас нет таких СМИ, которые могут подхватить новость, привлечь к ней внимание общества. Плюс еще проблема в том, что в Беларуси независимые журналисты не допущены к телу чиновника. Я не припоминаю случая за последние годы, когда белорусский репортер вообще общался с белорусским премьером.

Власть умело игнорируют интернет и социальные сети, делая вид, что их вообще нет. А такая история, как пример с Владимиром Пехтиным, сработает лишь когда общество начнет обсуждать проблему настолько сильно, что мнение людей будет услышано.

Фото gazetaby.com, Еврорадио, TUT.BY 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)