Комментарии
«КоммерсантЪ»

Рациональный диктатор

Предсказуемая победа Александра Лукашенко на воскресных президентских выборах ставит точку в уже затянувшемся процессе превращения Беларуси в глазах Запада из обычного постсоветского авторитарного режима в государство-"изгоя". Во многом это является реакцией на очевидную неспособность США и Евросоюза повлиять на ситуацию в стране. Ощущение необходимости "что-то сделать" с белорусским режимом явно нарастало на Западе на протяжении всего последнего года, однако сделать ничего не удалось. Теперь выборы в Беларуси признаются нелегитимными, а за самим господином Лукашенко практически официально закрепляется термин "последний диктатор Европы". Александр Лукашенко ставится в один ряд с Ким Чен Иром, путешествующим только на бронепоезде, или Туркменбаши, воздвигающим себе самому золотые статуи.

Проблема, однако, в том, что Беларусь мало соответствует стандартным представлениям о стране-"изгое". Официальные отчеты о темпах роста белорусской экономики (в 2005 году – 9,2%) вызывают вполне понятный скепсис у многих экспертов. Однако даже если реальные темпы роста экономики Беларуси гораздо ниже, невозможно отрицать, что в стране проводится экономическая политика – и политика эта по-своему рациональна. Так, согласно отчету Всемирного банка, в 1996-2000 годах правительство использовало несколько курсов национальной валюты для разных экспортеров, добилось преференций в торговле с Россией и льготных цен на газ, а также проводило экспансионистскую кредитно-денежную политику. Однако затем курс белорусского рубля был унифицирован, а правительство ужесточило бюджетную политику. В результате инфляция со 169% в 2000 году сократилась до 10% в 2005-м. Беларусь также пошла на поэтапное увеличение тарифов ЖКХ и сокращение доли бартерных расчетов.

Опровергает пример Беларуси и еще одно распространенное представление об авторитарных режимах – их склонность к экономической автаркии. В Евросоюз Беларусь экспортирует солярку, производимую из импортируемой нефти, а основным рынком сбыта для белорусского сахара, тяжелых грузовиков, холодильников и прочей продукции по-прежнему является Россия. Характерно, что в прошлом году, например, Россия отказалась признать телевизоры, производимые в Беларуси, товаром белорусского происхождения, поскольку стоимость комплектующих, произведенных в Беларуси, не достигает половины их цены.

Беларусь – пример исключительно успешного использования авторитарным режимом внешней конъюнктуры, как политической, так и экономической. Разумеется, белорусское "экономическое чудо" во многом основано на возможности получать российские энергоносители по бросовым ценам и доступе белорусского экспорта на российский рынок, но такое поведение в точки зрения режима абсолютно рационально. Александр Лукашенко использует "конкурентные преимущества" Беларуси в виде стратегического расположения между Россией и Евросоюзом, роль Беларуси как транзитной территории для российского экспорта энергоносителей, доставшиеся Беларуси в наследство от СССР достаточно современные (по советским меркам) промышленные предприятия, продукция которых находит свою нишу на российском рынке. На руку Александру Лукашенко и спрос на российском рынке труда на дешевую рабочую силу из Беларуси, который во многом позволяет решить проблемы, связанные с высвобождением излишних рабочих в белорусском сельском хозяйстве.

Все это не значит, конечно, что Александр Лукашенко открыл секрет "экономического чуда". Поклонники "белорусской социальной модели" любят указывать, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, в республике на 100 тыс. человек приходится 450 врачей, в то время как в России – 425, Украине – 301, а Литве – 396. Но обратная сторона этой социальной идиллии – тяжелейшие перекосы в белорусской экономике. Экономическая эффективность белорусских предприятий крайне низка, стимулируемый государством ускоренный рост заработной платы все тяжелее давит на экономику, налоги слишком высоки, экспорт не диверсифицирован.

Разумеется, "белорусская модель" неконкурентоспособна на мировой арене в том смысле, в каком была конкурентоспособна в определенный момент модель советская. И в технологическом, и в политическом, и в военном, и в экономическом отношении Беларусь глубоко маргинальна. Тем не менее пример Беларуси показывает, что в отсутствие толчка извне антидемократические и экономически неэффективные режимы вполне способны в XXI веке находить свою нишу на мировой арене и сохранять внутреннюю стабильность в течение достаточно долгого времени. Считать их существование краткосрочной аберрацией – значит тешить себя напрасными иллюзиями.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)