Скандалы

«Работал 40 лет, и все потерял». Начался суд над главврачом 9-й больницы

Суд Московского района Минска начал рассматривать уголовное дело в отношении бывшего главврача 9-й больницы Валерия Кушниренко, пишет TUT.BY.

Он был задержан летом 2018 года, водворен в изолятор и не так давно конвоиры доставляли его в другой суд, где Кушниренко выступал в качестве свидетеля по делу своего подчиненного заведующего эндоскопическим отделением Андрея Савченко.

Лучшего эндоскописта оставили в колонии, несмотря на просьбы пациентов

На процесс Валерия Кушниренко пришли поддержать близкие и родные. Уже бывший главный врач бывшей 9-й больницы (учреждение переименовано в Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии) находится за решеткой почти год, ему предъявлено обвинение по ч.2 ст. 430 УК (Получение взятки в крупном размере). Кушниренко 65 лет, женат, имеет высшее образование и почти 20 лет руководил известной 9-й столичной больницей.

Обвинение Валерию Кушниренко похоже на обвинение других фигурантов «дела медиков». По данным следствия, за победу в тендере определенного поставщика медицинского оборудования или расходных материалов бывший главный врач получал взятку.

— Принял для себя в служебном кабинете 3 тысячи долларов, — зачитывает обвинение прокурор Евгений Серяков.

Всего в материалах дела фигурирует 8 эпизодов получения взяток, суммы разные — от 300 долларов до 3 тысяч. Всего за несколько последних лет Валерий Кушниренко, утверждает следствие, получил 13 800 долларов. В 2017 году помимо трех тысяч долларов главному врачу представитель коммерческой компании подарил еще памятную серебряную монету с изображением Пресвятой Богородицы стоимостью в 500 долларов.

— Я признаю себя виновным полностью, — говорит из клетки обвиняемый Кушниренко.

Во время допроса главный врач рассказывает, что в 2008 году началась реконструкция больницы, она проходила в несколько этапов. Медтехнику и расходники в эти годы закупали из собственных средств и централизованно через Минздрав.

— Ко всем поставщикам я относился одинаково. Все оплаты мы проводили вовремя, — рассказывает бывший главврач. — В течение последних 4−5 лет в клинике отсутствует кредиторская задолженность, все оплаты мы осуществляли вовремя.

С одним из взяткодателей, главой представительства немецкой компании Fresenius Соболевским, Валерий Кушниренко познакомился в 1995 году.

— В 1993 году в нашей больнице начал функционировать центр по пересадке костного мозга, и Fresenius поставляла оборудование. Я тогда был заведующим отделением, работал на этом оборудовании, — вспоминает Валерий Кушниренко. — А с 1995 года его стало обслуживать представительство компании в Беларуси. Так мы познакомились. (…) Хочу сказать, никогда денежных средств не требовал, никаких договоренностей не было. Даже предположить не мог, что кто-то после поставки придет и принесет деньги.

— Как вам передавались деньги? — уточняет прокурор.

— Это все было в моем кабинете. Деньги были в конверте и в пакете. Чаще всего пакет ставили на стол, — отвечает обвиняемый.

Последнюю взятку Валерий Кушниренко получил 15 июня 2018 года, а уже 5 июля был задержан. Всю сумму — 13 800 долларов, «полученную преступным путем», бывший главный врач возместил.

— Как вы относитесь к содеянному? — спрашивает у своего подзащитного адвокат Эдуард Якубовский.

Кушниренко отвечает не сразу, по голосу слышно, как он волнуется:

— В результате того, что произошло, а я проработал в здравоохранении 40 лет, я потерял свое лицо, свое доброе имя. Глубоко раскаиваюсь в этом. То, что все потерял, самое важное.

«Он не стал богаче, а я беднее»

После допроса главврача начали выступать свидетели.

Первым в зале появился уже бывший директор «Медисферы» Борис Ранчинский, пишет TUT.BY. Компания занимается монтажом, ремонтом и обслуживанием медицинской техники Siemens. Буквально два месяца назад Ранчинский также был допрошен по «делу медиков», когда слушалось дело ученого, академика, лауреата госпремии, известного врача Александра Белецкого. В том процессе директор «Медисферы» был свидетелем, он рассказал, что передал Белецкому 4 тысячи долларов за своевременную оплату.

— На моем месте мог быть любой. Когда в июне пошли задержания, такое ощущение, что включился печатный станок, пошли оплаты и без задержек. Система создала систему внутри, чтобы я ходил с протянутой рукой, чтобы Белецкий просил. Так что случилось за это время? Бюджет остался таким же. В Минздраве не обращали раньше внимания на это, очень удобная позиция, — говорил тогда Борис Ранчинский.

Он был задержан летом 2018 года и вскоре отпущен на свободу. После явки с повинной Бориса Ранчинского освободили от уголовной ответственности. Сегодня в суде он представился уже пенсионером.

— Лечебные учреждения оплачивали запасные части и ремонт очень плохо, не своевременно, но 9-я больница не вызывала никаких вопросов, финансовых потерь с ней было, — рассказывает сегодня свидетель Ранчинский. — Когда в мае 2016 года вышли из строя два аппарата, «Медисфера» провела дорогостоящий ремонт, и 9-я больница оперативно, день в день произвела оплату. Я принял решение отблагодарить Валерия Степановича. Решение принял самостоятельно, без всякого давления со стороны. Эту тему с Валерием Степановичем никогда не обсуждали, я положил в конверт две тысячи долларов, подъехал, зашли в комнату отдыха в кабинете. Пока он заваривал чай, я положил конверт на журнальный столик и сказал: «Что есть, то есть». Он, не глядя, положил конверт в портфель.

Как рассказывает свидетель, с Кушниренко «было приятно работать».

— У меня даже мысли не было позвонить и сказать: «Валерий Степанович, когда оплатишь?», — отмечает Борис Ранчинский.

— А вы могли не передавать эти деньги Кушниренко? Чтобы для вас тогда изменилось? — спрашивает адвокат Эдуард Якубовский.

— Ничего не изменилось, только я бы здесь не стоял, а Валерий Степанович — не сидел бы. Он не стал богаче, а я беднее. У нас с ним была нормальная работа, это к другим ходил с протянутой рукой по полгода, — отвечает свидетель.

«Кушниренко не отказывался от денег, говорил: «Опять ты с этим, Геннадий Леонардович»

Основной взяткодатель Соболевский, который много лет был главой представительства немецкой компании Fresenius, попросил суд огласить его показания во время предварительного расследования. Мужчина попал в больницу и присутствовать на заседании не может. Судя по материалам уголовного дела, Соболевского дважды допрашивали в КГБ — 7 августа 2018 года и 13 марта 2019. Всего он передал в качестве взятки 8300 долларов и памятную серебряную монету Пресвятой Богородицы.

«С Кушниренко знаком более 10 лет, у них в клинике находится 15 единиц нашего оборудования. Деньги стал передавать, начиная с 2016 года, никакой договоренности не было. У меня каждый раз возникало спонтанное желание отблагодарить Кушниренко, — рассказывал летом 2018 года Соболевский. — (…) Сотрудничество с 9-й больницей позволило внедрить новые технологии по пересадке печени и поджелудочной железы, теперь больница занимает 9-е место в мире».

Во время допроса свидетель также указывал, что его ежегодный доход составлял 300 тысяч долларов, и он имел возможности давать деньги главному врачу Валерию Кушниренко. Конверт всегда передавался молча, без каких-либо пояснений.

«Кушниренко не отказывался, но говорил: «Опять ты с этим, Геннадий Леонардович», — зачитывают в суде показания во время предварительного расследования. Когда Соболевского вызвали на допрос уже в марте 2019 года, ему дали послушать телефонные переговоры между ним и Кушниренко. Первый датирован 9 февраля.

«Узнаю свой голос и его», — комментировал каждую запись свидетель и пояснял: созванивались с главным врачом по разным причинам. Обсуждали памятные монеты и, узнав, что у Кушниренко есть две Богородицы — Смоленская и Белыничская, он подарил врачу серебряную памятную монету с Пресвятой Богородицей. Еще по телефону они обсуждали рабочие вопросы, своевременную оплату, заключение договоров. Дважды взятка главному врачу передавалась в день его рождения.

«Несмотря на то, что 3 тысячи долларов передавал в день рождения Кушниренко, это был не подарок. Эта сумма не характерна для подарка на день рождения», — пояснял в КГБ свидетель.

Соболевский также отметил, что деньги, переданные в канун Нового года, также нельзя расценивать как презент. Взятки он передавал, «чтобы привлечь внимание к поставкам оборудования».

В суде объявлен перерыв до среды.