Комментарии
Виктор Мартинович, «Белгазета»

Пять вещей, которые можно было бы сделать вместо хоккея

До сих пор теплилась надежда, что ледовые дворцы и интересные зарплаты у хоккеистов обеспечат нам какой-то прорыв, который там, наверху, предвидели, ощущали, работали на него, а мы, дурные, не понимали и роптали. Но оглушительные успехи нашей хоккейной сборной, похоже, поставили этим потугам окончательный диагноз. Лучше б дельфинов финансировали. Или древесных улиток выращивали.

«БелГазета» рискнула предложить список из пяти проектов, потратившись на которые белорусское государство получило бы в долгосрочной перспективе больше любви и уважения населения, чем тот хоккейно-спортивный экстаз, за развитием которого мы следили все эти годы.

1. Новые больницы

В ноябре 2011г., перед выездом в экзотическую страну, автор этих строк решил сделать прививку от гепатита А. Потому, что гепатит – это серьезно: диета на пару лет обеспечена, а подцепить его в условиях антисанитарии достаточно просто.

В поликлинике сказали, что привиться от гепатита в Беларуси нельзя, потому, что вакцину или ее составляющие государство покупает за валюту, а валюты на это нет. На всякую фигню есть, а на медицину – нет.

Поскольку автор «БелГазеты» – человек дотошный, он задался целью и обзвонил несколько специализированных центров и платных клиник. Везде ответ был один и тот же: детская вакцина есть, взрослой – нет.

Когда автор добрался-таки до экзотической страны и рассказал тамошним людям, что не может есть в уличных кафе из-за того, что не привит от гепатита, те удивились: у вас там каменный век? Вы в пещерах живете? Ответить было нечего.

Давайте признаемся себе: белорусская медицина существует исключительно потому, что у нас есть прекрасные, не жалеющие себя высококвалифицированные доктора. Эти золотые люди, работающие за копейки, готовы не спать ночами, помогать пациентам в три смены – но посмотрите, в каких условиях они большей частью трудятся. Посмотрите, что происходит с медпрепаратами, их наличием и ценами на них! Посмотрите на состояние большинства операционных! На больных, лежащих в коридорах!

Формально по Конституции у нас бесплатное медицинское обеспечение. Реально – право бесплатно умереть, дожидаясь очереди на операцию или того момента, когда государство очнется и поймет, что финансировать закупки медицинского оборудования нужно в первую очередь. Не говоря уже о строительстве больниц.

Если бы всякий раз, когда в регионах открывался ледовый дворец, нам сообщали об открытии новой больницы с современным оборудованием, думать о собственной старости в этой стране было бы не так страшно.

2. Бесплатное образование

Белорусские вузы то и дело сокращают процентное соотношение платных и бесплатных мест: для того, чтобы платить преподавателям, нужны деньги, которых из бюджета выделяется недостаточно. При заявленном праве на бесплатное образование реальных возможностей получить бесплатное высшее с каждым годом становится все меньше.

Сокращение количества бесплатных мест влечет за собой уменьшение численности людей с дипломами, что в долгосрочной перспективе приводит к резкому падению конкурентоспособности кадров из Беларуси и продуктов из Беларуси. Мы стремительно теряем накопленный в советские времена интеллектуальный и образовательный потенциал: печальное последствие ориентированности на спорт, хоккей, ледовые дворцы и т.п.

3. Овощехранилища

Вас не утомило покупать греческую картошку? Нас – утомило.

Начиная с января-февраля, в белорусских магазинах скорее найдешь польские овощи, нежели белорусские. И это на фоне героических битв за урожай, репортажами с которых нас подбадривают весь август-сентябрь.

Предлагаем перенести «Дожинки» на февраль и награждать тот колхоз, который поставляет в торговую сеть больше всего не сгнившей за зиму картошки. Да, для этого нужны современные овощехранилища, которых сейчас дико не хватает. Но могло бы хватать, если бы деньги расходовались по-иному.

Отдельная тема – французская клубника в апреле. Так сложно возвести теплицы и приобрести технологии? Почему в спорте у нас не жалеют денег на зарубежных тренеров, а в сельском хозяйстве на зарубежных технологов, знающих как вырастить клубнику в апреле, денег нет?

4. Пособия на детей

В прошлом году знакомая родила второго ребенка и получила за него единоразовую компенсацию – чуть больше $ 1 тыс. В настоящее время она сидит на пособии менее $ 100.

Выберитесь в Смоленск, первое, что там бросится вам в глаза – это обилие молодых пар с 2-3 детьми. Если бы вместо $ 1 тыс. молодая мать получала за второго ребенка $ 10 тыс., мы бы преодолели минусовую демографию, из-за которой каждый год численность населения уменьшается.

Так, например, в 2009г. в Беларуси проживало 9 млн. 503 тыс. человек, в 2011г. – 9 млн. 466 тыс.: даже по официальной статистике убыль 37 тыс. – население маленького города за два года! Неужели само наше существование менее важно, чем хоккей?

5. Туристическая инфраструктура

Беларусь – страна замков. Верней, была страной замков до момента, пока кто-то не додумался вешать архитектурные памятники на баланс колхозов.

На практике это приводило к тому, что председателю было проще самому устроить пожар в руинах трехсотлетнего дворца, чем потом отвечать за обветшание его перекрытий.

К настоящему моменту туристическая привлекательность Беларуси свелась к нулю: не показывать же иностранцам «линию Сталина»! Она все равно их не заинтересует, если только они не приехали из какой-нибудь Северной Кореи.

А экономия на реставрации, утверждение диких (но дешевых!) проектов, привели к тому, что шедевры зодчества, которые могли приводить в Беларусь толпы интересующихся историей ВКЛ и древней Европы, Сапегами, Радзивилами, – навсегда изуродованы. Можно снять «луковицу» с Несвижского дворца, но невозможно восстановить то, что было уничтожено во время гипсокартонной «реставрации», в частности – один из боковых пролетов, обрушившийся и построенный «с нуля».

Точно так же, как о прозе Харуки Мураками японцы говорят, что от нее «пахнет маслом» (т.е. она недостаточно японская), о реставрации Несвижа можно сказать, что от нее «пахнет офисом» – аромат свежего евроремонта царит в этих некогда древних залах.

Собственно, то, что сегодня делают с Национальным театром им. Я. Купалы в самом центре Минска, прямо у здания администрации президента, – лучшая иллюстрация. Купаловский, напомним, – памятник архитектуры, имевший уникальную конструкцию сцены, оригинальные экстерьер и интерьер.

Знает ли наша власть о том, что существуют страны, где до 50% доходной части бюджета формируется за счет туризма? И что в 1990-х гг. Беларуси прочили именно такое будущее? Но не теперь. Теперь нам остается только надеть коньки и ползти в ближайший ледовый дворец – учиться игре в хоккей.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)