«Пустота, которой так много в главном белорусском аэропорту, постепенно поглощает страну»

Этой дороге в аэропорт Минск-2, единственный (по факту) международный аэропорт в Беларуси, могут позавидовать москвичи, пытающиеся подъехать к, скажем, Шереметьево.

Построенный на закате СССР гигантский минский аэропорт работает всего на 20% своей мошности. Именно поэтому он так популярен среди киношников, снимающих здесь свои фильмы. Когда кинематографисты не нуждаются в декорациях, ради экономии в 80% помещений аэропорта не включают свет. И во всём - не включают отопление. Трехчасовое ожидание опоздавшего вчера самолёта сделало своё дело – сегодня я свалился с простудой.

Аэропорт - частное, но очень показательное проявление жизни по-белорусски. Несмотря на чистоту и порядок на улицах, Минск вызывает депрессивные ощущения.

Да, стены домов недавно покрашены, а дворники постоянно убирают мусор с тротуаров. Но чистота меркнет на фоне лиц людей -- в метро, в автобусах, на улицах. На этих лицах написано одно: люди находятся в состоянии постоянной борьбы за выживание.

С приходом Лукашенко к власти в 1994 году здесь произошла стабилизация, которая нравилась многим в бурные 1990-е. Однако за стабилизацией последовала консервация системы, которая была морально устаревшей и 16 лет назад, но кое-как, на дешёвых российских нефти и газе работающая до сих пор.

За исключением вездесущих мобильных телефонов, интернета и желанного импорта, жизнь в Беларуси не изменилась ни на йоту. Не изменилась к лучшему, конечно же - примеров изменения жизни к худшему предостаточно. Результатом стал этот осколок СССР, в котором сокращают преподавание английского даже в специализированных школах, выпускников университетов отправляют работать по распределению в чернобыльские деревни, а практически все работники госпредприятий (а в Беларуси это и заводы, и продуктовые магазины, и парикмахерские) работают по коротким контрактам, продление которых зависит от политической лояльности.

Но консервировавшие систему так и не поняли, что окружающий мир за последние 16 лет серьёзно изменился. И пропасть во всех сферах жизни – экономике, политике, технологиях, информации и т.д. – с каждым годом расширяется.

Конечно, Беларусь – это не инопланетная Северная Корея, но степень изоляции (и промывки мозгов жителей) просто потрясает, особенно учитывая то, что она окружена со всех сторон странами, которые куда дальше ушли из начала 1990-х.

Когда белорусский режим падёт – а рано или поздно это произойдёт, поскольку Лукашенко не вечен, – граждан ждёт серьёзный шок. Те же граждане, которым такое положение дел в стране не нравилось, уже давно "проголосовали ногами": 1,8 млн белорусов - т.е., почти каждый пятый - уехали в другие страны жить и работать. Эта "трудовая миграция" формально считается временной. Но, как мы все прекрасно знаем, нет ничего более постоянного, чем эти "временные" отъезды на 10-20-30 и более лет.

Предвосхищая соответствующие комментарии, скажу, что я видел в Минске и "выигравших" в борьбе за жизнь. Они сидят в центральных кафе, попивая кофе по лондонским ценам, и разъезжают на дорогих автомобилях. Но их доля столь мизерна (по сравнению, скажем, с Москвой, Киевом или Питером), что не меняет общего впечатления от города и страны.

И даже они в приватных разговорах, пусть и несколько нехотя, признают, что при прочих равных предпочли бы уехать. Пустота, которой так много в главном белорусском аэропорту, постепенно поглощает страну.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)