«Пусть министр труда спустится в метро и почитает объявления о работе»
Возможность условного трудоустройства на вакансии на 1 мая 2013 года составляет 269%, отрапортовало Минтруда. «Салідарнасць» поинтересовалась у экспертов, чем вызван рост числа вакансий на предприятиях.

Растет количество заявок от нанимателей, стало больше и свободных трудовых мест, сообщает БЕЛТА со ссылкой на управление политики занятости Министерства труда и социальной защиты. В апреле количество вакансий увеличилось на 1,2 тысячи, и по прогнозам чиновников, спрос нанимателей продолжит расти.
Геннадий Федынич: «Куда делся миллион трудоспособных белорусов?»
– Что стоит за этими цифрами трудно объяснить рационально, – уверен лидер профсоюза РЭП Геннадий Федынич. – При такой оптимистичной статистике и низком уровне безработицы есть лишь один вопрос: куда делся миллион трудоспособных белорусов? Уехал на заработки в Россию, Польшу и еще дальше за границу. Поэтому я сомневаюсь в объективности цифр, опубликованных Минтруда и соцзащиты.
По мнению профсоюзного лидера, стоит определить, какая зарплата является достаточной, для достойной оплаты труда.
– Пусть министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина спустится в метро и почитает объявления о трудоустройстве и предлагаемой зарплате, которые минчане видят ежедневно, – предлагает Геннадий Федынич. – Очень наглядно показано, что предлагают зарплаты в 3-5 миллионов – практически на грани существования. А ведь есть оклады в 1,5 миллиона и меньше. На сегодня достойная оплата труда это 10-11 миллионов в месяц, а не 5, как считают в правительстве.
Собеседник «Салідарнасці» видит причину увеличения количества вакансий в росте трудовой миграции.
– Рабочие места освободились, потому что люди уехали, – отмечает эксперт. – Уехали строители, водители, уезжают врачи. Конечно, вахтовый метод работы не сахар, но раз люди едут, значит, труд за границей и его адекватная оплата их устраивают.
Чтобы остановить трудовую миграцию, нужно поднять зарплату до такого уровня, чтобы она составляла примерно 80% от той суммы, которую можно заработать за границей, с учетом издержек на проезд и проживание. Тогда человек задумается, стоит ли ехать на заработки, и начнут возвращаться специалисты.
Ирина Крылович: «Вакантными становятся рабочие места, на которые нет спроса»
– Зарплата в начале прошлого года была значительно ниже того, что предлагают сейчас, и не составляла 500 долларов, – констатирует экономический обозреватель Ирина Крылович. – Чисто статистический фактор, который подтверждает озвученные цифры – отъезд активной части трудоспособного населения в поисках работы.
Те же, кто остались, не согласны на выбор иного профиля, ищут работу по своей специальности. Яркий пример – учителя. Вряд ли педагог устроится работать, к примеру, секретарем-референтом или офисным менеджером. Вакансий может быть много, и увеличение коэффициента, скорее всего, связано как раз с тем, что вакантными становятся рабочие места, на которые нет спроса. Увеличивается дисбаланс между спросом и предложением, а не сокращается безработица.
Как считает эксперт, белорусский рынок труда, по сравнению с российским, неконкурентоспособен.
– У нас нет узбекских и таджикских гастрабайтеров, которые претендуют на неквалифицированный труд, – отмечает Ирина Крылович. – В любом ЖЭСе Минска вакансии на должность дворника и водопроводчика не заняты, а в Москве совершенно иная картина. То есть уровень зарплат по таким специальностям в России более привлекателен, чем в Беларуси.
Также на эту тему:
«Узровень у нашых кіраўнікоў нізкі — зусім не той, што быў нават 5 год таму»
Читайте еще
Избранное