Психолог: Люди, которые отрицают проблему коронавируса, боятся встретиться с реальностью
Вероника Хлебова — о стратегии, которая больше подходит в эпоху кризиса и пандемии.
Фото из аккаунта Вероники Хлебовой в Фейсбуке
«Когда все стремительно меняется, и привычные представления уже не работают, нужно на что-то опираться, чтобы выживать, — написала психолог в Фейсбуке.
А сейчас именно такое время: каждый день мы получаем сводки с линии фронта: столько-то людей умерло, столько-то заразилось.
Столько-то мероприятий отменено, и столько-то компаний под угрозой банкротства.
Мы уже знаем людей, которых уволили или отправили в неоплачиваемый отпуск. И мы беспокоимся о своем финансовом положении, потому что видим, что множество мелких бизнесов находятся на грани разорения, и весь персонал под угрозой.
Естественно, мы не можем не думать: а как все это скажется на нашем финансовом положении, здоровье и жизни?
И вот в этом месте у всех нас срабатывают привычные реакции, и все люди делятся на тех, кто так или иначе отрицают проблему, тех, кто не выдерживает этих влияний, и в виду слабых внутренних опор начинают паниковать, и тех, кто, оставаясь в реальности, признавая происходящее, тем не менее, выдерживает и справляется с новыми вызовами.
Почему люди так по-разному реагируют и как можно изменить свои реакции?
Те, кто отрицает, боятся встретиться с реальностью. Это те, кто говорит, что эпидемии нет, от гриппа умирают больше (или от рака, или в автомобильных авариях). Все создали финансисты, масоны, военные, это бактериологическое оружие и так далее.
Таким образом, такие люди либо полностью отрицают наличие очевидных фактов заражения и смертей, либо переносят фокус внимания на другие обстоятельства, в которые они верят. Неважно, что они не компетентны и не знают, главное, что верят сами.
И отрицание помогает им не встречаться с собственным страхом, своей смертностью и уязвимостью перед болезнью, страхом умереть или потерять доход.
Что можно объяснить таким людям?
Вы ничего не сможете объяснить. Потому что без этих защит их психика не справляется, и поэтому эти защиты существуют. Оставьте таких людей в покое, не надо им что-то доказывать.
Они в зоне риска, потому что стратегия отрицания совершенно не адаптивна. Пока все следят за событиями и пытаются подготовиться, они остаются самыми неподготовленными и уязвимыми.
Про тех, кто в панике, я уже отчасти сказала: у них не хватает внутренних опор, и поэтому их «сносит». Почему не хватает?
Такие люди больше живут «вовне», они опираются на то, что другие сказали, и мало доверяют себе. Поэтому во времена кризиса они не могут опереться на себя, они похожи на детей, которые ждут, чтобы пришли родители и успокоили их. Тревога очень затратна, поэтому успокаивать таких людей тоже очень затратно.
Самая адаптивная стратегия — посередине. Вы опираетесь на реальность, признаете ее. Вы признаете свои страхи, и горюете о том, что обстоятельства меняются, и вам приходится делать выбор. Благодаря проживанию чувств вы можете находить ресурсы, чтобы справиться с происходящим.
Как достичь такого состояния? Жаль, если вы не сделали этого раньше, с помощью психолога. Нынешние обстоятельства проверяют на прочность ваши ресурсы, и приходится проживать эти обстоятельства с учетом того багажа, который удалось накопить на данный момент».
Читайте еще
Избранное