Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Пророк» // Когда страна скажет «надо»

В народе давно замечено: если встретятся вместе безумный писатель-фантаст, новозеландский режиссер с «бондовским» прошлым и потрепанный голливудский артист из приличной семьи – хорошего не жди. «Пророк» Ли Тамахори – пафосная версия «Секретных материалов», да еще с патриотическим акцентом.

Филиппа Дика, самого странного из фантастов, можно экранизировать по-разному. Прочитать его взвинченную прозу как философичный «нуар» - и получить великолепного «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта. Увидеть в ней шизоидный дневник наркомана, начитавшегося полицейских романов – и сделать псевдо-мультяшное «Помутнение» Ричарда Линклейтера. Или превратить новеллу о провалах в памяти в бешеный боевик, переполненный спецагентами и мутантами – как «Вспомнить все» Пола Верховена.

Самый простой и скучный вариант: перевести глючные тексты Дика на банальный язык тупого голливудского боевика. Сперва этот трюк проделал Джон Ву в «Часе расплаты». А теперь его повторил мистер Тамахори.

Сюжет (в препарированной приглашенными сценаристами версии) убивает своей свежестью: Крис Джонсон (Николас Кейдж), способный видеть будущее, работает фокусником в Лас-Вегасе и между делом раскручивает на пару-тройку тысяч долларов местные казино. Родина вспоминает о нем, когда на территорию Штатов тайно прибывает ядерная боеголовка, похищенная из России. ФБР и террористы синхронно решают, что успех/провал запланированного теракта зависит исключительно от лицедея Джонсона. И дружно начинают за ним охоту. А в это время Джонсон увлечен своим романом с Лиз (Джессика Бил), красоткой из своих давних видений…

Был бы на месте режиссера кто-то из авторов «Секретных материалов», вышел бы рядовой телефильм. Был бы в роли сценариста любитель паранормального Стивен Кинг – получилась бы драма о даре предвидения как миссии и проклятии. Исполни главную роль не окончательно растративший свой талант Кейдж, а Кристофер Уокен или Хью Джекман, мог бы выйти мрачный триллер о конфликте личности и власти. Но сложилось иначе: режиссер захотел буйных спецэффектов, продюсер Кейдж потребовал главную роль, а от сценария было нужно всего лишь не мешать ни одному, ни другому.

В итоге вышло длинное кино про то, как фокусник Кейдж бегал от бандитов и ФБР, затравленно играл в гляделки с рыжей агентшей (Джулианна Мур), наскоро крутил любовь с училкой из индейской резервации, и спасал родную страну за два часа. Для дубового «ломового боевика» здесь явно не тот герой – ловкач с вечно побитым видом (ничего другого Кейдж изобразить не способен – даже в постельной сцене), суетясь под летящими бревнами и пулями врага вызывает не восторг, а жалость. Для героя с претензией на душевную тонкость – это явно не тот фильм: большая часть экранного времени затрачена на корпоративные разборки ФБР и методичный отстрел злоумышленников с неизбежным финальным «Биг-бада-бум!».

Попытки экранно воплотить дар Джонсона выглядят просто комично: он по десять раз подкатывается к девице как Билл Мюррей из «Дня сурка», а сканируя внутренним зрением этажи бандитского логова начинает множиться, заполняя своими клонами лестницы и коридоры словно Кайли Миноуг из популярного клипа.

Но главный авторский просчет все же в другом: наделив героя даром краткосрочного предвидения, создатели фильма напрочь отбили у зрителя малейшее желание за него волноваться. Джонсон ведь и так всё видит – и всё успеет исправить: с девушкой по-правильному познакомиться, из застенков ФБР вырваться, от злой пули увернуться и с убийцей разминуться, бомбу отыскать и взрывные ловушки обезвредить. Он неуязвим для обычной жизни – и поэтому абсолютно неинтересен.

Финал вообще выглядит издевкой над зрителем. Из сострадания публике не будем раскрывать его суть, но самый последний аккорд достоин того, чтобы быть отмеченным. После всего пережитого матерый индивидуалист Джонсон принимает правильное решение: сотрудничать с компетентными органами. Что проливает неожиданный свет на только что увиденное: мы шли на фильм о странных людях с большими возможностями, а попали на рекламный ролик «Когда страна зовет – твой долг ответить «Да!» Видно и вправду в ФБР проблемы с кадрами…

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)