Политика

Прокурор попросил дать Некляеву и Рымашевскому условные сроки

Более «мягкий» подход обусловлен тем, что им инкриминировались не «массовые беспорядки», а «участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок». Максимальное наказание по этой статье – до трех лет лишения свободы.

17.00. Государственный обвинитель Андрей Кожевников попросил суд Фрунзенского района Минска приговорить:

– экс-кандидата в президенты Беларуси Владимира Некляева к 3 годам лишения свободы с отсрочкой на 2 года;

– бывшего кандидата в президенты Виталия Рымашевского — к 2 годам лишения свободы условно с испытанием на 2 года;

– руководителя избирательного штаба Некляева Андрея Дмитриева — к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года;

– доверенное лицо Некляева Александра Федуту — к 2 годам лишения свободы условно с испытанием 2 года;

– доверенное лицо Неляева Сергея Возняка — к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года;

– доверенное лицо Рымашевского Анастасию Положанко — к полутора годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год, передает «БелаПАН».

Прокурор обратил внимание на то, что свою вину обвиняемые «фактически не признали». «Это — их право, предоставленное законом. Однако я постараюсь доказать обратное», — заявил Кожевников.

Он, в частности, отметил, что анализ видеоматериалов, доказательств и показаний свидетелей показывает: на Октябрьской площади собралась толпа, в которой были, в том числе, Рымашевский, Дмитриев, Полажанко. Они скандировали лозунги.

Затем толпа, в которой были обвиняемые, прорвала цепочку милиции и вышла на проезжую часть проспекта. Требования милиции сойти с проезжей части были проигнорированы.

Некляев на улице Коллекторной также не подчинялся требованиям милиции — препятствовал осмотру машины, отметил прокурор. Эти действия, заявил Кожевников, препятствовали нормальной работе транспорта и некоторых организаций.

Показания свидетелей и видеоматериалы, по мнению обвинения, показывают, что подсудимые призывали людей выйти на площадь. Доводы обвиняемых о призыве на мирную акцию, заявил Кожевников, не могут быть приняты во внимание, так как мероприятие было незаконным, заявка на его проведение в горисполком не поступала.

О предварительной договоренности обвиняемых говорят изъятые документы, направленные, по сути, на «приход к власти Некляева», заявил прокурор. «Фактические действия обвиняемых говорят об их согласованности», — добавил он. Речь идет, в частности, о призывах на площадь, приобретении звукоусиливающей аппаратуры, подготовке документа о переговорах с правительства, пояснил гособвинитель.

15.50. Объявлен перерыв до 15 минут. Потом – судебные споры.

15.45. Адвокат Сидоренко просит приобщить к делу ссылки на материалы СМИ о задержании Некляева, а также присоединить обращение российского поэта Евгения Евтушенко. Прокурор возражает присоединить материалы СМИ, а против обращения Евтушенко ничего не имеет против. Судья отказывает присоединить и материалы СМИ, и обращение Евтушенко. Федута зачитывает обращение деятелей мировой культуры (в том числе и лауреата Нобелевской премии В. Шимборской) с просьбой освободить Некляева из-под домашнего ареста. Прокурор против, так как обращения документально не заверены. Судья принимает решение не присоединять обращения деятелей мировой культуры к делу.

15.30. Букштынов задает вопросы Некляеву о его попытке попасть на Всебелорусское народное собрание. Некляев очень подробно и эмоционально рассказывает. Собрали 27 тысяч подписей за делегирование Некляева на собрание. Там он хотел изложить свою предвыборную программу и спросить у людей, чем она хуже программы Лукашенко. Букштынов спрашивает, сколько дней Некляев находился под стражей. Тот ответил, что 40 дней. И не было ни одной встречи с адвокатом. Там не задаются следователю вопросы – бессмысленно.

15.25. Суд вновь возвращается к слушанию показаний свидетелей. Сергей Павел, учащийся политехнического колледжа. Знает Анастасию Полаженко. Рассказывает о квартире, где ночевал, как там оказался. Был на привокзальной площади, потом пошли на Октябрьскую площадь с целью выразить «мирный протест». Решение прийти на акцию принял сам. Суд постановил завершить слушать свидетелей.

15.20. Прокурор спрашивает о средствах. Возняк говорит, что занимался организацией доставки денег для компании «Говори правду!». Рассказывает о том, что они шли на помощь жертвам пожара на «Пинскдреве», издание книги «100 лиц безработицы», на кампанию за переименование улиц именем Быкова. О финансировании площади речи не велось и никогда этого не делалось. Возняк готов отвечать за то, что делал. Но не будет отвечать на вопросы, что не имеют отношения к делу. Светлана Лабохо просит Федуту объяснить разницу между компаниями «Говори правду!» и предвыборной кампанией. Федута подробно рассказывает. Федута философствует по поводу сходства и непохожести портретов: даже если есть сходство, расхождений больше.

15.00. При составлении словесного портрета Возняка тоже были нарушения. Адвокат Лариса Атамачук выступает против осмотра портретов. Судья настаивает. Показывают два портрета с рукописным текстом, выполненные по описанию Возняка. Возняк говорит, что эти доказательства добыты с нарушением уголовно-процессуального законодательства. По мнению прокурора, портреты, сделанные разными обвиняемыми, являются схожими. А договориться они не могли. Лица внешне похожи, настаивает прокурор.

Прокурор настаивает на оглашении показаний Возняка из материалов дела из-за наличия противоречий. Возняк противится. Прокурор спрашивает, предполагалось ли финансирование событий на площади. Возняк говорит, что нет. Настаивает, что не занимался в компании политологическим функциями, а занимайся организационно-техническими делами.

14.55. Прокурор снова читает протоколы допросов Дмитриева о предполагаемых планах площади. Адвокат акцентирует внимание на слова «планировалось», «предполагалось»...

Прокурор переходит к вопросам Возняку. Спрашивает, какое отношение он имеет к документу. Возняк говорит, что присоединился к компании «Говори правду!» только в ноябре 2009 года, и не мог физически участвовать в разработке документа в августе 2009 года. Варианты развития событий обсуждались в Литве где-то в ноябре 2010 года, когда Возняк уже был членом инициативной группы Некляева.

14.45. обвиняемому Дмитриеву озвучивают показания Федуты, чтобы он их уточнил либо дополнил. Прокурор читает фрагменты показаний о лидерстве Некляева на площади. Адвокат Дмитриева Минина замечает, что все эти документы носили декларативный характер. Единственное, что проходит через все документы – площадь должна быть мирной.

14.35. Дмитриев по второму разу обосновывает, что эти портреты не имеют отношения к делу. Адвокаты зачитывают выдержки из законодательных актов относительно недопустимости приведения доказательств, полученных с нарушениями. Прокурор защищается и настаивает.

Судья говорит, что будут осмотрены все материалы дела, в том числе и портреты. На экране некто Анджей (рисунок карандашом), внизу рукописный текст Дмитриева. Судья просит Дмитриева прокомментировать, он отказывается. Адвокат делает акцент на слово «предполагалось» – это не значит, что финансирование площади было. Тем более на площади не были никаких признаков, что площадь финансировалось. Судья настаивает озвучить письменные документы в части противоречий. Прокурор читает.

14.30. Прокурор задает вопросы относительно словесных портретов, составленных Дмитрыевым. Адвокат Лабохо выступает против – нет источников получения этих портретов. Прокурор заявляет, что источники есть. Другие адвокаты также поддерживают: документы составлялись без присутствия защиты. Дмитриев дает объяснения, что ему вменяется в вину организация действий, нарушающих порядок. А портреты не имеют к этому никакого отношения. Прокурор настаивает.

14.20. Адвокат Светлана Лабохо заявляет еще ряд ходатайств: приобщить к делу документы компании «Говори правду», другие документы.

Некляев также просит приобщить к делу заявленные ходатайства. Судья считает, что некоторые акты законодательства есть в открытом доступе, поэтому отрицает. Свидетельство Федуты, как доверенного лица Некляева присоединяет, статус «Говори правду!» присоединять отказывается. Дмитриев отказывается от дачи показаний в этой части.

14.05. После обеда судья делает замечание, что защита немного вводит в заблуждение суд, и приобщает к делу постановление. Адвокат Возняка Лариса Атаманчук выступает с ходатайством вернуть Возняку имущество, находившееся в его дипломате при изъятии 18 мая 2010 года, в том числе и собственные средства в размере 9 тысяч долларов. Судья отказывает: суд будет позже решать судьбу вещественных доказательств.

13.15. После короткого перерыва ввели Некляева под конвоем, который пошутил: «Встать! Суд идет!» Объявлен перерыв до 14 часов.

12:35. Адвокат Лариса Атаманчук говорит о событиях 18 мая 2010 года, когда Некляев, Возняк, Дмитриев и другие были задержаны как руководители компании «Говори правду!». Была изъята техника и средства. Но производство по этому делу было прекращено через 10 месяцев. Поэтому адвокат просит присоединить свое ходатайство - не рассматривать эти материалы дела. Некляев поддерживает ходатайство прекратить разработку направления, взятого прокурором. Адвокат Лабохо спрашивает, что является предметом исследования? Это документ кампании «Говори правду». Адвокат Букштынов поддерживает: это материалы по остановленному уголовному делу. Прокурор резко настаивает. Судья просит не переходить на личности и объявляет перерыв на 10 минут.

12.25. Последнее заседание штаба было 11 или 12 декабря. Первым выступил Федута, который говорил про Октябрьскую площадь, но там был каток. Мог быть повышенный травматизм. Был предложен вариант передвижения людей на площадь Независимости (резолюцию предполагалось передать премьер-министру). На площади предполагалось продержаться максимум 3 дня. Федута признает, что понимал, что акция не будет санкционирована. Он знал и о предупреждении Некляева Генпрокуратурой, понимал, что могут быть помехи движению транспорта. Федута сказал, что подтверждает озвученные показания. Адвокат просит прочитать последние три абзаца протокола допроса. Их смысл в том, что акция на площади была не продолжением кампании «Говори правду», а продолжением предвыборной кампании. Это замечания, которые сделал Федута, объяснив, что совмещения сценариев не было.

12.20. Судья просит зачитать лишь то, что касается площади и предвыборной кампании. Прокурор настаивает еще на финансировании. Прокурор читает показания Федуты про написание документа вместе с Наумовой, Дьмитриевым, Слуцкой и другими. Документ писался в одном из пансионатов Польши. Фигурировала сумма в 16,5 миллионов долларов. Потом сумма была сокращена до 4,5 млн. долларов. Был пункт и подготовки мирной акции протеста, рассматривались два варианта.

11.50. Федута говорит, что если и дальше суд будет настаивать на оглашении материалов, полученных при таких обстоятельствах, он просит изменить ему меру содержания или покинуть зал. На экране показывают нарисованные карандашом портреты, подписанные именами американских актеров. Федута объясняет про никнеймы, которыми подписывались его друзья. Он повторяет, что просит разрешить ему покинуть зал из-за неуважения к суду и отказывается от дачи показаний. Прокурор просит озвучить протокол допроса от 30 мая, где речь идет о финансировании. Адвокат Светлана Лабохо против. Анастасия Полаженко говорит, что она не понимает, какое это имеет отношение к общему процессу, при чем здесь компания «Говори правду» и просит суд обдумать, зачем рассматривать это. Судья объявляет перерыв на 10 минут.

11.45. Федута объясняет, при каких обстоятельствах составлены эти портреты. Он говорит про так называемые «неформальные беседы», которые проводились с ним. Лица, проводившие их, приносили распечатки самых суровых статей, говорили, что судебное заседание будет закрытым, что роль Федуты известна, что по этим статьям пойдут и другие соратники. С адвокатом советоваться не давали. Времени на раздумье дали 15 минут. Поэтому Федута, выбрал один из вариантов: говорил им неправду. Далее обвиняемый рассказал, что был взломан его скайп. Говорит, что волновался. Без адвоката и уведомления, что с ним проводятся следственные действия, Федуте было предложено составить словесные портреты. На столе лежали статьи Уголовного кодекса на выбор: измена родине, шпионаж. Самая мягкая из них - массовые беспорядки.

11.40. Федута снова просит уточнить - с какого носителя и когда был снят этот документ. Он говорит, что все черновики документов попали в правоохранительные органы после изъятия оргтехники 18 мая. И они не могут использоваться как доказательства вины. Иначе ответственность за то, что сразу же не начались следственные действия, если там было что-то незаконное, ложится на правоохранительные органы. Прокурор хочет зачитать субъективные словесные портреты, составленные Федутой на четырех коллег. Адвокат Светлана Лабохо возражает: это не имеет отношения к делу.

11.35. Адвокат Светлана Лабохо говорит, что это проект документа. Там нет речи о сценарии конкретных действий, которые могут привести к нарушению порядка. Она говорит, что данная информация добыта с нарушением законодательства, если ее подзащитный был лишен права на защиту. Некляев отмечает, что 99 процентов это действия в рамках кампании «Говори правду», а не предвыборной кампании. Дело в отношении кампании «Говори правду!» закрыто. Почему прокурор снова возвращается к этим документам?

11.30. Прокурор читает показания Федуты. Начинал проект он, но потом его руководителем стал Дмитриев. Рассказывает, каким образом планировалось шествие. Федута объясняет, что вопросы финансирования не являются предметом исследования. Говорит, что его показания во время следствия не могут быть доказательствами. Пусть следствие покажет снимки, хотя бы плохого качества, на которых видно как он перевозил средства, или таможенную декларацию о перемещении денег.

11.20. Судья спрашивает, каким числом датированы протоколы. Прокурор называет 14 января. Судья принимает решение зачитать протокол допроса. Прокурор зачитывает: «Одним из авторов документа являются я ... Также Наумова, Дмитриев, используются данные лаборатории «Новак» используются»…

11.05. Прокурор задает вопрос, имеет ли Федута отношения к созданию концепций, которые фигурируют в материалах дела. Адвокаты Сидоренко и Лабохо просят уточнить, как называется документ. Прокурор интересуется снова, имел ли обвиняемый Федута отношение к разработке документа, где упоминается площадь. Федута интересуется, откуда взят этот документ и объясняет, что в документах такого рода предполагается несколько вариантов развития событий. Обвиняемый настаивает, чтобы ему объяснили, с какого носителя снят этот документ, есть ли там его подпись. Судья уточняет, что документ создан в 2009 году. Федута снова настаивает, что не знает, откуда снят этот документ. Некляев уточняет, что документы подобного рода (концепции дальнейшего развития страны) обычно разрабатываются не одним человеком. И есть вопрос, будет ли он вообще принят. Прокурор спрашивает, имеет ли Федута отношение к расчетам, в какую сумму обойдется площадь. Федута ответил, что нет, так как подобные расчеты он не умеет делать.

10.50. Прокурор считает, что события на Коллекторной достаточно изучены. Адвокат Букштынов просит присоединить диск с записями на Коллекторной к делу, потому что это другой взгляд, делает снимки другой оператор. Федута поддерживает, обосновывает, почему. Судья отказывает приобщить к делу и посмотреть диск, снятый агенством БелаПАН.

10.40. В зале суда около трех десятков молодых людей - студенты или БРСМовцы. Внимательно слушают дебаты кандидатов. Санников призывает на площадь. Романчук говорит, что встретимся 19-го в центре города.

Рымашевский призывает 19-го в 20 часов встретиться снова. Статкевич говорит, что «19 декабря - день большой уборки ... Верни то, что украл».

Обсуждают, стоит ли смотреть фильм БТ «Железом по стеклу». Прокурор против. Некляев также говорит, что не хочет этого смотреть. Адвокат Тамара Сидоренко просит посмотреть фильм БелаПАН, где четко снят инцидент на улице Коллекторной.

10.20. Новый видеоролик – площадь Независимости. Один человек бьет стекло. Несколько человек поднялись на ступеньки. Стекло бьет парень в очках доской. Видно, что двери изнутри заставлены шкафами. Мужчина средних лет в дублёнке и кепке бьет руками в перчатках. Слышны лозунги «Жыве Беларусь!», «Свободу!». Владимир Некляев говорит, что если показывают пять минут одного человека, который бьет в шкафы - это не массовые беспорядки. Его давно уже можно было «повязать».

10.10. На видео слышно, как со звукоусиливающей машины представители правоохранительных органов предупреждают о несанкционированном характере акции. Выступает Виталий Римашевский. Требует демократических выборов без Лукашенко. В кадре выступает Калякин, потом Статкевич. Адвокат Тамара Сидоренко делает замечание, что на кадрах не указано время.

10.05. Началось заседание. Сегодня продолжится изучение видеоматериалов дела. Демонстрируют ролик о событиях на Октябрьской площади вечером 19 декабря. Кандидаты выступают около Дворца профсоюзов. Толпа выходит на проезжую часть. В кадре - Ирина Халип переговаривается с представителями ГАИ, – сообщает Радыё Свабода.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)