Экономика
Елена Новожилова, ”Белорусские новости”

Прогноз социально-экономического развития на 2008 год: оптимистическая трагедия?

18 декабря Александр Лукашенко утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны на следующий год, велев мобилизоваться и обеспечить рост ВВП даже не на 8-9%, как предполагалось, а на 10-11%. Очевидно, что отказа от оптимистических планов не произошло и на этот раз. Напротив, документ ослепляет оптимизмом. Обоснованным ли?

По сообщению пресс-службы президента, «базовый прогнозный параметр темпа роста ВВП установлен на уровне 108-109%, что соответствует заданию Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы. Однако для выполнения задачи главы государства по мобилизации экономики страны правительству и Национальному банку поручено разработать комплекс дополнительных мер по повышению эффективности экономики и динамичному ее развитию для достижения в 2008 году темпов роста ВВП на уровне 110-111%».

Инвестиции в основной капитал в 2008-м планируется увеличить на 15-17%, темп роста объема внешней торговли должен составить 114,5-115,5%, в том числе экспорта — 116-117%, импорта — 112,5-113,5%. Отрицательное торговое сальдо определено в размере 1,4-1,42 млрд. долларов. Реальные денежные доходы населения, по плану, вырастут на 9-10%, производительность труда — на 6,9-7,7%.

«Теперь, после достижения новых договоренностей (с Россией), можно смело прогнозировать, что республика, как это уже было два года назад, покажет самый высокий темп роста во всей Европе», — предвкушает на страницах RBCdaily политолог Юрий Шевцов.

Ссылаясь на главу Нацбанка Петра Прокоповича, он уточняет, что «в ближайшие три года темпы роста экономики Беларуси составят 11% в год, активы и ресурсы банковской системы должны утроиться (!), а объем золотовалютных резервов — возрасти в два раза. С такой скоростью белорусская экономика последний раз росла в 2006 году — до того, как Россия повысила цены на газ… Со стороны России, похоже, дана политическая «отмашка» на широкое инвестирование в белорусскую экономику… В этой ситуации количество денег, полученных Беларусью от российских банкиров, может составить от 2 до 4 млрд. долларов, еще столько же может прийти в страну от инвесторов не из России».

Закрыть же текущие траты на газ, отмечает Шевцов, поможет российский кредит, предоставленный на 15 лет по ставке LIBOR +0,75% с отсрочкой платежа на 5 лет: «Точнее эта сумма делает траты на новую цену почти незаметными. А в следующем году в РФ должен начаться переход внутренних цен на газ к равновеликим, к исчисляемым по той же формуле, что и для Беларуси. Завершится этот переход в РФ примерно к 2011 году, когда к этим же ценам полностью перейдет и РБ, то есть вскоре белорусские и российские производители окажутся вновь в примерно равных условиях на общем экономическом пространстве Союзного государства, а затраты на более ранние сроки перехода к этим ценам Беларуси будут покрыты российским кредитом и покупкой половины «Белтрансгаза» «Газпромом».

По мнению политолога, весьма важно, что «эти инвестиции приходят из России под белорусские политические условия, то есть не ломают сложившейся системы власти, на всех этапах находятся под контролем существующей власти. Это уже не ситуация 2003 года, когда российские «олигархи» пытались нахрапом захватить едва ли ни все белорусские предприятия».

Теперь открыта возможность для крупных корпоративных сделок с российскими собственниками и белорусскими крупными заводами, подводит Шевцов к жизнеутверждающей развязке: «Беларусь получила возможность наращивать объем собственной финансовой системы за счет переливания в нее капитала из РФ в крупных объемах… Теперь белорусские проекты в третьем мире становятся еще более ощутимой реальностью, более того теперь возможно подумать об их дальнейшем наращивании… А новые «прорывы» РБ в третьем мире готовятся».

Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук рад бы разделить такой оптимизм, но не может. «В прогнозе записано 8-9% роста ВВП, и бюджет просчитан из расчета 8,5%, но, я думаю, реально будет еще меньше, — предполагает он. — И главный выбор, который встанет перед властями: увеличивать инвестиции, чтобы помочь промышленности преодолеть последствия повышения цен на газ и ухудшения нефтяной конъюнктуры, либо повышать доходы населения и не допускать снижения внутреннего спроса».

С точки зрения экономиста, и отмена льгот, и более скромные темпы роста заработной платы, говорят о том, что правительство склоняется к первому варианту.

А радужные 10-11% роста ВВП, считает он, нужны для того, «чтобы не спугнуть». Не спугнуть, прежде всего, денежные вклады населения. Это также попытка замолчать самую главную проблему — острый дефицит торгового и платежного балансов, для выравнивания которого привлекаются миллиарды долларов иностранных кредитов. «Идут интенсивные переговоры со всеми кредиторами. То есть при снижении темпов роста инвестиций, темпов роста реальных доходов на душу населения, естественно, правительство будет искать легких, но, к сожалению, дорогих денег за рубежом для того, чтобы выполнить те самые 9-8% роста ВВП».

Вполне вероятно, полагает эксперт, что российские банки начнут кредитную экспансию на белорусском рынке. Когда же белорусские банки и предприятия столкнутся с проблемой обслуживания этих кредитов, на повестку дня встанет вопрос об обмене долгов на активы. Эту схему россияне хорошо отработали у себя в 1990-х. Вхождение сюда российского банковского капитала, прогнозирует глава центра Мизеса, явится источником финансирования многих промышленных проектов для того, чтобы в конечном итоге обменять долги на активы предприятий — не в этом году, но в следующем.

Почему в прогнозе на будущий год отсутствует уровень инфляции? Дело в том, объясняет Романчук, что инфляция — качественный показатель, а в прогнозе большинство показателей, за исключением рентабельности, — количественные. Если бы экономику в Беларуси оценивали не количественно, а качественно, то в прогнозе присутствовали бы и энергоемкость, и уровень складских запасов, и рентабельность капитала, и многое другое. «Но поскольку у нас плановая экономика, то отчитываются в первую очередь за вал. В этом, на мой взгляд, и заключается «клетка» для правительства в следующем году: они будут думать о выполнении данных показателей, а не о том, как адаптировать экономику к новой энергетической реальности, к новой кредитной и долговой реальности», — подчеркивает эксперт, напоминая в этой связи о заложенном в законе о бюджете увеличенном в три раза лимите внешнего государственного долга — до 6 млрд. долларов. Повысить лимит — это не значит получить такие кредиты, но, очевидно, что правительство собирается искать не внутренние резервы повышения конкурентоспособности, а внешние источники финансирования старой политики. При этом последними шагами Россия, по мнению собеседника «Белорусских новостей», «убаюкала белорусское правительство».

Наконец, схема, которая у Романчука «вызывает возмущение», это компенсация из бюджета белорусским нефтеперерабатывающим заводам пошлин при покупке-продаже нефти и нефтепродуктов.

НПЗ, говорит экономист, — главные налогоплательщики в Беларуси, дающие 2,2 млрд. и 2,5 млрд. долларов налогов, и 75% этой суммы будет компенсировано из бюджета. На эти цели, по его данным, в бюджете отводится 1,7 млрд. долларов, которые, «собственно, будем платить мы».

«Значение данных предприятий резко подрывается при резком возрастании нагрузки на остальных налогоплательщиков, если правительство собирается собрать такое же количество налогов, как и в этом году, — отмечает эксперт. — Это абсурд, показывающий, что наши власти абсолютно неадекватно подходят к налогообложению данного сектора и к переходу Россией на новую схему торговли».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)