В мире
Инна Булкина, ej.ru

«Проблема нынешней украинской власти в том, что ей снова перестали верить»

Прошлый, 2014 год, для Украины оказался революционным во всех смыслах и, безусловно, переломным.

Мирная, стабильная, «братская» (как до сих пор любит говорить президент Путин) страна с «многовекторной» (как любил говорить президент Кучма) политикой в одночасье превратилась в военный лагерь, в государство с «проблемными» территориями и мобилизационной экономикой.

В 2015-й Украина вступила с худшими за всю свою историю экономическими перспективами: в феврале началась реальная паника, и гривна перешагнула свой исторический предел: за доллар в ту зиму давали более 30 грн. Наверное, главным экономическим итогом 2015-го стал положительный прогноз по инфляции: в начале года прогнозировали 46-50% (реальные показатели – 38%), сегодня Всемирный банк ставит на 2016-й 23,4%, МВФ – 12%, а украинские аналитики полагают, что правда где-то посередине – 15-17%.

Заинтересованные наблюдатели из Москвы весь год заговаривали публику «украинским дефолтом», так что отчасти это они позволили Арсению Яценюку с победным видом подвести «годовые итоги» работы своего правительства: дефолта не произошло, и Яценюк считает это своим личным достижением.

11 декабря 2015 года. Потасовка во время заседания Верховной рады. Sergii Kharchenko/Zuma\TASS

Вообще, по большому счету, этот год мог стать годом Яценюка, вернее, годом правительства Яценюка. И если судить по отчету правительства, его эффектным тезисам и победным реляциям («армия: дали отпор агрессору», «газ: от России не зависим», «аппарат: единство и реформа» и т.д.), Яценюк и его министры тоже так думают: они славно потрудились и теперь рассчитывают на заслуженную народную благодарность. Но вот незадача: украинцы опять недовольны своим правительством, а рейтинг самого Яценюка таков, что его партия не решилась выйти на местные выборы. Последние скандальные перепалки с Михаилом Саакашвили, все эти репризы Бивиса и Батхеда, возможно, повысили антирейтинг вечного оппонента Яценюка, но с самого начала было очевидно: в этой игре проиграют все.

Вообще, конфликт между Яценюком и одесским губернатором, назревавший в течение всего года и завершившийся позорным фарсом со стаканом воды, оставил тягостные ощущения. Если прежде украинцы питали какие-то надежды на новых министров и на чудесного пришельца, «великого реформатора», который «наведет порядок», то отныне иллюзий нет. Официальным результатом скандального шоу стало показное «единство» и очередное обещание «перестановок в Кабмине».

Но проблема нынешней украинской власти в том, что ей снова перестали верить. И это тоже итог 2015-го. Правительству Яценюка не верят, а на его «перезагрузку», похоже, перестали надеяться.

У президента Петра Порошенко другие проблемы. Он весь год с переменным успехом лавировал между партиями «зрады» и «перемоги», при этом слыл кукловодом. Популярная линия мысли, что Саакашвили – человек Порошенко и нужен ему для «ослабления Яценюка», в известный момент сменилась другой идеей: Порошенко нужны оба, причем именно в состоянии перманентной войны, и нужны исключительно для укрепления собственной власти и демонстрации собственной позиции высокого арбитра. Мол, вот вам схватка и я – над схваткой. По сути, это все та же давняя, успешно работавшая при Кучме «система сдержек и противовесов». Но судя по пресловутому фарсу на заседании Национального совета реформ, где «человек над схваткой» закрыл лицо руками, «система сдержек» не работает, а «противовесы» того и гляди сорвутся и пойдут вразнос.

Между тем, настоящий сюжет, вокруг которого кипели все эти страсти, — борьба с коррупцией, и скандальная аффектация едва ли заставила о нем забыть. Совсем скоро о нем напомнят европейские партнеры, поскольку именно от исполнения Украиной «антикоррупционного пакета» зависит протокол визовой либерализации или, другими словами, долгожданная «отмена виз».

Похоже, это самый убедительный из положительных итогов 2015-го, и каждая из сторон – и Кабмин в своем отчете, и президент (глава Блока Петра Порошенко Юрий Луценко сделал отдельное заявление) – поспешили занести это в свой актив. В самом деле, есть вероятность, что к августу будущего года украинцы смогут ездить в Европу по биометрическим паспортам.

В середине декабря Европейская комиссия обнародовала положительный отчет о выполнении Украиной Плана действий визовой либерализации, но в течение первого квартала 2016-го Украине предстоит доказать, что принятые по «антикоррупционному пакету» законы выполняются. «В Еврокомиссии изучили все наши аббревиатуры (речь о новосозданных антикоррупционных органах), они приветствуют все институциональные преобразования, но это все должно работать», — предупредил глава украинского МИДа Павел Климкин. Иными словами, Украина переходит в следующий год с некоторыми «отложенными заданиями». И придется сдавать «хвосты».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)