Общество
Алина Таряник

«Проанализировал, что имеет Беларусь для строительства атомной станции. Не нашел ничего»

«Салідарнасць» побывала на встрече с доктором технических наук, профессором Георгием Лепиным, проработавшим с 1986 по 1992 год на аварийном энергоблоке ЧАЭС и исследующим проблемы атомной энергетики. Представляем 10 мыслей академика по поводу необходимости строительства Островецкой АЭС.

«Ни одна атомная электростанция не имеет положительного баланса. Ни одна из них еще не окупилась, поскольку производство электроэнергии очень дорогое. Вся эта затея неразумна до предела».

«Почему не модернизируют белорусские теплоэлектростанции? Ведь технология парогазового цикла позволяет произвести больше энергии, чем станция, строительство которой затевают. Переход на парогазовый цикл – дешевле, сделать это можно быстро (год-два), а затраты, как минимум, в пять раз меньше».

«Куда мы будем продавать полученную на АЭС энергию? На Запад? Очень сомневаюсь. В Калининграде россияне планируют построить атомную электростанцию, вот они и будут торговать. Мы на этот рынок не пролезем. А для того, чтобы транспортировать электроэнергию, нужно строить электросети. Они обойдутся не намного дешевле, чем атомная станция».

«Когда начинают говорить, что производства выбрасывают углекислый газ, создают парниковый эффект, я считаю, что это жульничество. Этот вариант придумали ядерщики, которые пытались на международном уровне добиться признания, что атомные станции самые чистые, потому что не выбрасывают углекислый газ. Американские ученые доказали, что для того, чтобы функционировала АЭС, нужно иметь минимум десяток производств, которые бы готовили топливо и перерабатывали отходы АЭС. Сегодня по количеству выброса углекислого газа на киловатт вырабатываемой энергии атомные станции практически сравнялись с тепловыми».

«Электроэнергия, полученная на АЭС, самая дешевая? Расходы на АЭС – огромные, а цена почему-то низкая… Зато есть дотации, АЭС освобождаются от налогов. Если подсчитать все затраты, то стоимость энергии, вырабатываемой АЭС – 18 центов/ кВт•ч, а полученной на ТЭС – 3- 3,5 цента».

«Хоть технология будущей белорусской атомной электростанции известна, на нее накручивают какие-то новые системы безопасности. Получается замкнутый круг: накручивают новые системы безопасности – и система усложняется, вероятность сбоев увеличивается. А с атомными станциями бывают «чудеса». Известны два случая, когда АЭС внезапно остановились. Оказалось, что оператор просто поговорил по мобильному телефону – этот сигнал был как-то воспринят станцией, и произошло отключение».

«Из отработанного топлива возможно сделать бомбу. Есть бомба «чистая», для которой нужно обогащать топливо – очень сложная операция, которую мало кто в мире умеет делать. «Грязную» бомбу сделать намного легче. Это обычная бомба из пороха, а вокруг нее – много отработанного топлива. Когда заряд взрывается, радиоактивные отходы разбрасываются на огромную территорию. Территория становится непригодной для жизни. Это хуже обычной ядерной бомбы».

«Энергетическая независимость, это как жить в семье и быть независимыми от родителей. Государства могут быть независимыми? Каждое государство обладает какой-то особенностью: что-то имеет, чего-то не имеет. Что имеет – продает, чего не имеет – должно покупать. Беларуси это тоже касается.

Мы хотим кроме газа получить другие виды топлива. А у кого мы будем покупать топливо для АЭС? У России. Реактор у кого собираемся купить? У России. Строить будет Россия. Да мы себя завяжем долгами – потом не отвяжемся. Когда используется обычное топливо, мы можем махнуть рукой и начать закупать у кого-то другого. А если речь заходит об атомном, нужно знать: оно делается для конкретного реактора. Выходит, зависимость мы только усиливаем. Энергетическая независимость может быть в случае строительства ветрогенераторов и получения солнечной энергии».

«Я попробовал проанализировать, что имеет Беларусь, чтобы построить атомную станцию. Не нашел ничего. Есть ли у нас кадры проектировщиков таких объектов? Нет. Кадры строителей (объект несравнимо сложней всего, что строится в Беларуси)? Тоже нет. Эксплуатационники? Средства? Беларусь уже в таких долгах, что дальше некуда. Территория? В том месте, где хотят построить АЭС, в 1909 году было землетрясение, значит там ненадежная часть земной коры».

«Когда-то в Беларуси проводили соцопрос, и за строительство АЭС было только 7 %. Откуда вдруг взялась такая поддержка сейчас? Такого просто не может быть в стране, узнавшей, что такое катастрофа на атомной станции. Недавно и в России проводился опрос – там тоже только 6-7% высказались в поддержку строительства реакторов».

Более детально ознакомиться с позицией физика-ядерщика можно, прочитав книгу «Атомная энергетика – «мирный» убийца», написанную Георгием Лепиным совместно с инженером-электромехаником и академиком Международной академии экологии Иваном Смоляром. Более подробную информацию о распространении книги можно узнать по электронному адресу: LEPIN@TUT.BY

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)