«Пришли новые выборы – мы, как банда Махно, собрались и опять побежали»
Могилевский политик Александр Силков не похож на человека из оппозиционной тусовки. Вместо проклятий в адрес режима старается исправить свои недочеты, вместо банальных пафосных заявлений предпочитает конкретные предложения. Впрочем, это неудивительно – как-никак он работал в парламенте и прошел по следам двух президентов.
С первым зампредседателя Республиканского оргкомитета по созданию Партии свободы и прогресса Александром Силковым мы разговаривали о его основных этапах жизни в перспективе событий, которые в это время разворачивались в стране.
– Я с Могилевского района, отца у меня нет, приехал в город как тот д’Артаньян. Пробивался, чего-то добивался. Учился на историческом факультете Могилевского государственного педагогического университета, который окончил Александр Лукашенко. Начало 90-х было суперинтереснейшим временем, когда шли споры о судьбе страны, а среди нашего преподавательского состава были и радикально настроенные коммунисты и нацыянальна свядомыя. В 1994 году во время предвыборной компании приезжал выступать в унивеситет и Лукашенко.
– Чем вам запомнился его знаменитый учитель Трещенок?
– Я не буду оспаривать его профессиональные способности, его книги. Скажу только, что на лекции Трещенка (при том, что можно было выбирать на чью лекцию пойти) приходило 75% нашей группы. Человек полностью отдавал себя на лекции, она слушалась на одном дыхании.
Мое личное мнение: на историческом факультете нужно поучится всем политикам.На нем ты одновременно получаешь знания по политологии, психологии и истории. Имея их, можно уже влиять на людей. Тот же Лукашенко ничего нового не придумал.
– То есть без исторического факультета нынешний президент Беларуси был бы не тот?
– Не тот. На него во время учебы повлияли многие вещи. Тот же Трещенок преподавал о роли личности в истории. Возьмите любого историка – говорить из них умеет каждый. Я по себе сужу. Многие мои знакомые стали госчиновниками, их не разведешь – вот это плохо, а это хорошо. Им нужно показывать факты.
– Как вы попали в политику?
– Я серьезно увлекся политикой в 1995 году. В Могилеве в Верховный Совет неожиданно был избран 27-летний Владимир Новосяд – он тогда был самым молодым депутатом. Я стал его неофициальным помощником.
Когда в 1996 году парламент был распущен, я на несколько лет ушел в бизнес. Затем переехал жить в Минск, где во время парламентских выборов 2000 года проводил в Серебрянке предвыборную кампанию Новосяда. В итоге он был избран, а я стал помощником депутата Палаты представителей.
В 2006 году, как ранее в 2001-м, я возглавлял штаб единого кандидата от демократических сил Александра Милинкевича.
– Где? В Могилеве?
– Да, я вернулся в Могилев после неудачных для нас очередных парламентских выборов. Почему вернулся? Нельзя сказать, что возвращение было моим поражением. Могилев для меня ближе и родней, чем Минск. Я стану, обязательно когда-то стану депутатом парламента. Но буду представлять именно город Могилев.
Остаться, зацепиться в Минске проблем не было – помощнику депутата тогда было легко устроиться на работу.
– Вы ведь были в депутатской обойме. Почему все-таки остались в опозиции, а не пошли к властям и сказали: ребята, я хочу быть с вами, пустите меня еще раз в парламент?
– Во-первых, предателей никто не любит. Если попал в какую-то струю, перебегать нельзя. Для той системы ты уже никогда своим не будешь. Ты не свой! Они скажут: ты сначала своего завали, а потом перебегай.
Я с большим уважением отношусь к Новосяду, у которого был помощником. После 2004 года у него были предложения пойти работать во власть, но он отказался – ту систему изменить уже нельзя, там свои определенные законы. К тому же, от своих знакомых, ставших «вертикальщиками» знаю, что там не любят выскочек.
– В 2006 году вы поступили в магистратуру Донецкого государственного университета управления…
– Да, а поскольку некогда Владимир Янукович был там завкафедрой, то можно сказать, что мне довелось в жизни учиться по следам двух президентов… Считаю нашим демократам будет незазорным многому поучиться у украинцев. Время политиков-одиночек закончилось. Силен не тот, кто бегает с шашкой и зовет за собой, а тот кто может организовать работу по всем направлениям.
Недавно смотрел на фотографии польской «Солидарности». Стоит Лех Валенса – да он электрик. Но рядом кто стоит? Выпускники Варшавских университетов братья Качинские. Они поняли, что систему можно сломить только объединившись.
Все, не будет больше такого марш-броска как у Лукашенко, когда, грубо говоря, мальчик кричал «все во всем виноваты» и люди за ним побежали. Не будет!
– Но сам-то политический лидер какими свойствами должен обладать?
– Очень важно, чтобы он прошел все этапы роста. Этого в нашей оппозиции нет. Появляется какой-то мальчик, шашкой махнул – и он чуть ли не национальный лидер. А как ты можещь организовать людей? Что ты можешь сделать?
Если говорить о президентской кампании, то нужно помнить, что есть три этапа: местные, парламентские и президентские выборы. Заложил основу на местных и парламентских – стартуешь.
Чтобы сборной Беларуси по футболу обыграть сборную Бразилии что нужно? Нужно хорошо подготовится, иметь хорошего тренера и верить, что можно выиграть. Единственное, что судьи, конесно, могут помешать… Но мы знаем кучу вдохновляющих примеров из футбола. В 1950-м году сборная Уругвая играла в финале против Бразилии на ее стадионе, против нее были все. Но Уругвай выиграл 2:1.
– Что думаете о прошедших выборах в местные Советы депутатов?
– К большущему сожалению, местные выборы оказались кампанией упущенных возможностей демократов. Самое главное – в отличие от Лукашенко они не смогли провести генеральную репетицию перед президентскими выборами. За счет выделяемых государством средств можно было рекламировать свою партию. Мы, например, в Могилеве выпустили 20 000 листовок, на обратной стороне которых объяснили, что такое Партия свободы и прогресса.
– Но ведь многих оппозиционных претендентов просто не зарегистрировали!
– У меня есть любимый фильм – «Пролетая над гнездом кукушки». Основной его смысл: хотя бы попытайся по настоящему что-то изменить! Я не буду отвечать за всю страну, но в городе Могилеве сняли тех кандидатов, у которых были ошибки. Вот на самом деле! Не было такого: ты не понравился – мы тебя снимаем. Не было. Я не оправдываю власти, я понимаю оппозиционеров, которые с 1995 года участвуют в выборах. Но если ты не можешь идти по этому пути, так сходи, дай дорогу молодым. Мы же нашли в Могилеве от нашей партии 8 кандидатов в горсовет, из которых сняли только одного.
Да посмотрите хотя бы на листовки. К сожалению, демократы уподоблялись кандидатам от власти, выпускавшим практически нечитабельные материалы. А ведь мы должны показывать людям, что находимся на шаг впереди даже в оформлении листовок.
– С чем вы шли на выборы?
– Мы подняли проблему хрущевок. В городе Могилеве 320 хрущевок, которые давно должны были быть снесены. Но о проблеме, которая касается 60 тысяч населения, никто не говорит. Я предложил создать комиссию для ее решения.
На некоторых участках в день выборов я получал в 1,5-2 раза больше голосов, чем у конкурента. Но когда открывали урны для досрочного голосования – там, образно говоря, было 99% голосов за конкурента и 1% за меня. Эту победу можно было бы остоять, но пока у нас еще нет столько сил.
И здесь заострю внимание на одной проблеме. Мы, демократы, живем как-то от выборов до выборов. Побили нас – мы отошли, пришли новые выборы – мы, как банда Махно, собрались и опять побежали. А нужно потихоньку создавать систему целенаправленной работы.
Да, мы проиграли выборы. Смотрим, что Александр Федорович обещал на выборах (раскрывает свою листовку – Р.Г.) – «принятие программы о капитальном ремонте хрущевок». Значит, будем думать, как принять эту программу.
– Александр, натолкнулся в интернете на материал, где вы давали комментарий о том, как одна женщина спасла вас от алкоголизма.
– …Это вообще прикол. Прикол в том, что у меня в Могилеве есть полный тезка Александр Силков. Когда «Радыё Свабода» опубликовала на сайте комментарий этого человека, долгое время сражавшегося с алкоголизмом, внизу было столько комментариев – типа «Саня, молодец, завязал» (смеется – Р.Г.)!
А если говорить серьезно, то я знаю только одну женщину, которая мне сильно помогла – это моя супруга. Чтобы заниматься политеческой деятельностью с 1995 года, нужно быть очень сильными людьми. Я заметил такую вещь: у многих демократов первой волны (сужу в том числе и по Могилеву) была очень плохая личная жизнь. Когда они влезли в политику, они стали полностью отдавать себя борьбе. Я даже начал бояться этих людей. Кто-то из них умер, у многих проблемы с алкоголизмом – не будем это скрывать.
Я понял, что к политической деятельности нужно относится более спокойно.
– В чем вы видите основные проблемы Беларуси?
– Первая проблема: белорусы до сих пор не ощутили, что они независимы. Вторая проблема: мы все, белорусы, рассматриваем себя как временщики. Куда уходят бывшие высокопоставленные чиновники? Убегают в Москву, открывают там свой бизнес. Дети чиновников тоже уезжают в Москву, дети демократов – в Польшу. У нас нет понятия, что мы здесь работаем всерьез и надолго.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное