Пример сербов для белорусских сельчан
Почему иностранцы едут в сербские деревни за домашним сыром, сливами и самогонкой, а в белорусские нет?
В летний зной мы сидим под дубом в этно-селе «Бабина река», которое находится на краю одной из деревень в Шумадии, исторической области центральной Сербии. Пока готовятся горячие блюда, официант в народном костюме ставит на стол закуски: прою (кукурузный хлеб), каймак (сыр, похожий на сметану и творог), шкварки (в расшифровке не нуждается) и, конечно, ракию – традиционную самогонку из фруктов.
Славиша Живкович известен не только как владелец этно-села «Бабина река», но и как поэт и художник
Во главе стола – хозяин усадьбы Славиша Живкович. Уроженец этих мест три года назад завершил возведение усадьбы с рестораном на 130 человек. Все старались делать в народном стиле.
– Люди устали от городской жизни. Мегаполисами иностранца не удивишь, – восклицает за столом один из знакомых хозяина.
Сегодня бизнес Славиши Живковича весьма успешен. Сельский туризм – одна из самых перспективных отраслей туризма в Сербии. Что делать, после объявления Черногорией независимости, страна лишилась выхода к морю. Кроме сельского туризма, которым занимаются около 600 хозяйств, можно рассчитывать лишь на горные курорты и минеральные источники.
Стабильному росту туризма в стране способствует, в том числе, сближение страны с Евросоюзом. Несколько лет назад Сербия ввела безвизовый режим для граждан ЕС. А год назад она получила статус кандидата в члены ЕС. Количество иностранных туристов за последние пять лет заметно увеличилось. Если в 2008 году их было 646 тысяч, то в 2012 – почти 810 тысяч, говорят данные Туристической организации Сербии. Для сравнения: Беларусь в 2012 году посетило около 118 тысяч иностранных туристов, из них лишь около 23 тысяч были не из стран СНГ.
При этом значительную часть иностранных туристов в Сербии составляют как раз гости из ЕС. В прошлом году из Италии приехало 148 тысяч человек (на 63% больше, чем в предыдущем), из Германии – 103 тысячи (на 7% больше), из Болгарии – 76 тысяч (на 38% больше).
Да, большинство туристов останавливаются лишь в Белграде. Но статистика говорит, что из общего числа ночевок треть была на селе.
Как зарабатывают на иностранцах в деревне
Милорад Бабич, сын хозяина усадьбы «Карађорђев вајат», что находится в сердце Шумадии в 70 км от Белграда, демонстрирует мне дворовую печь, в которой хлеб для гостей выпекает его бабушка. Натуральная здоровая пища, старый быт, чистый воздух, вдохновляющие пейзажи – вот что притягивает в усадьбу туристов.
Милорад Бабич заведует в семейной усадьбе рестораном
На часах 10.30, а молодая пара испанцев лишь выбирается из арендованного домика на завтрак. Здесь они остановились на три дня, а вообще в Сербии проведут месяц. Красиво и дешево – вот главные мотивы приезда в усадьбу на отдых, рассказывают испанцы.
Цены здесь взаправду не сравнить с западноевропейскими. Ночевка в отдельном домике с завтраком стоит всего 14 евро.
Вот так выглядит домик за 14 евро в сутки снаружи и внутри
Для гостей в усадьбе есть номера для ночевки 10 человек, ресторан, 150-летний дом-музей. Хозяева содержат коз, овец, уток, гусей, поэтому молоко, сыр, мясо у них свое. Вино и ракию прикупают у соседей по деревне.
Иностранцы составляют 10-15% от всех посетителей усадьбы. Едут из Бельгии, Франции, Испании, Хорватии, Словении. Узнают об усадьбе через сайт. Иностранцы удивляются здешнему быту, а хозяева – гостям. Дядя Милорада, отвечающий с ним за ресторан, рассказывает:
– Спрашивают у меня однажды: где у вас сливы? Отвечаю: сейчас принесу. Нет, говорят, покажите нам дерево, мы сами хотим сорвать.
Органическая пища без пестицидов, или «пища с душой Сербии», как говорит здесь реклама, – одна из причин интереса туристов из ЕС к сельскому туризму.
Хозяева считают, что если бы Сербия вступила в ЕС, дела бы у них пошли лучше – поток туристов из Евросоюза наверняка бы увеличился. Правда, и сейчас им жаловаться не на что.
Семья начала бизнес в 2003 году, имея на руках всего 3 тысячи евро. Земля и несколько построек достались им в наследство. Спустя 10 лет они говорят, что давно уже работают в плюс, вкладывают деньги в развитие усадьбы, переносят к себе на холм старые дома из соседних деревень.
А вот в находящемся неподалеку этно-селе «Брэстови и визиjя», которое находится на краю местечка Аранджеловац, иностранных гостей больше – четверть. Объясняется это, видимо, тем, что Аранджеловац известен своими минеральными источниками.
Хозяин усадьбы решил продолжить дело деда, который занимался в этих местах рестораном. Купил участок с прекрасным видом, перевез на него старинные дома. По словам менеджера Милош Божевич, переночевать здесь стоит те же 14 евро.
Почему не все в восхищении от туристов из ЕС
Для объективности нужно сказать, что далеко не все в Сербии связывают развитие туризма со сближением с Евросоюзом и притоком туристов оттуда. Во-первых, как отмечали хозяева вышеназванных сельских усадеб, иностранцы тратят на отдых не больше местных туристов.
Во-вторых, некоторые бизнесмены до сих пор держат обиду на европейцев за бомбардировку их страны силами НАТО в 1999 году. Директор одной успешной гостиницы, которая, правда, не связана с сельским туризмом, в неформальном разговоре сказал «Салідарнасці»: «Как мы можем любить тех, кто нас бомбил?!»
В-третьих, часть предпринимателей видит не меньший потенциал в притоке туристов из России.
– В Евросоюзе о нас ничего не знают, а с русскими у нас общие корни, – отметил тот же директор гостиницы.
В прошлом году российских туристов побывало в Сербии меньше, чем и итальянцев, и немцев. Но их количество также было внушительным – 91 тысяча человек, свидетельствуют данные Туристической организации Сербии.
Вместе с тем международные эксперты видят большой потенциал для туристической отрасли Сербии в политическом сближении страны с ЕС. Год назад президент Всемирного совета по путешествиям и туризму Дэвид Скоусил заявил (цитируется по media.unwto.org): «Недавние новости о возможном присоединении Сербии к ЕС откроют новые возможности перед индустрией путешествий и туризма в Сербии».
Что же делать нам?
А вот развития сельского туризма в Беларуси главный редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия Кобзик не видит. Причин тому она называет несколько. Белорусский сельский туризм был бы интересен жителям Евросоюза, если бы он носил национальный колорит, в частности отмечает она. Но самый главный минус эксперт видит в следующем.
– Мы по-прежнему не открытая страна. Был бы момент открытия – развивалось бы все, любые векторы туризма, в том числе агротуризм, – сказала «Салідарнасці» Лилия Кобзик. – Все технические сложности, которые препятствуют притоку иностранных туристов, – следствие отсутствия ответа на вопрос: а чего мы хотим, как мы себя представляем? Пока что я вижу, что у нас с Востока проходной двор, ветер свищет, а с Запада – забор. Такая страна может развивать туризм? Наверное, нет.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное