«Придет время, и революция постучится без предупреждения. Опыт Навального и Пригожина бесценен»

Политолог Владимир Пастухов подвел черту под мятежом вагнеровцев.   

– В некотором смысле (не по содержанию, которое для случаев, о которых пойдет речь, принципиально разное, а только по форме) в России на прошлой неделе произошло «Возвращение Навального 2.0», – пишет Пастухов. – Мятеж Пригожина стал еще одной попыткой спровоцировать революционные по сути изменения снизу, но при отсутствии революционной ситуации.

Тут надо, конечно, оговориться, что существенная разница еще и в том, что Навальный не мог взять власть, но хотя бы хотел, а Пригожин вроде как и мог, но, похоже, не хотел.  Но сейчас о другом.

Пригожин так же, как и Навальный, опирался на собственную узнаваемость, популистскую риторику и предполагаемый высокий уровень недовольства режимом, который якобы должен сдетонировать, если его грамотно встряхнуть.  

Следует отметить, что риторика Навального и Пригожина в последнее время практически совпадали, а узнаваемость была приблизительно на одном уровне, но у разных аудиторий.

Впрочем, и разницы всего лишь в 4 процента генома хватает, чтобы разделять человека и обезьяну. Оба действовали наудачу, без учета фактора «революционной ситуации». Пригожин, правда, пошел дальше Навального и положил на весы удачи еще и до зубов вооруженную банду. Но и это не помогло.

Я согласен с Юлией Латыниной в том, что Пригожин (как и многие другие, кто тайно ему помогал) ждал, что фронт посыплется, и это резко изменит общественно-политическую ситуацию в стране вообще и настроения в армии в особенности. Готовился. Не спешил.

Однако жизнь распорядилась иначе, и Герасимов подтвердил те оценки, которые ему давал Залужный, а не те, которые давали ему Пригожин с Кадыровым. Генштаб решил действовать на опережение и продавил решение о переподчинении ЧВК, – как теперь понятно, в первую очередь, «Вагнера», – напрямую Министерству обороны, минуя посредников-толстосумов.

Вечер переставал для Пригожина быть томным. С 1 июля 2023 он должен был превратиться в мало кому интересного «коммерца» с криминальным прошлым и вяло болтающимся шлангом в натруженных руках, который отключили от бюджетной бензоколонки.

При том количестве врагов, которое Пригожин успел нажить, больше Герасимову и Шойгу ничего делать было не надо.

Лишенного музыкантов дирижера удавили бы тихо в оркестровой яме голыми руками, еще бы и билеты на это шоу продавали. Выбор у него был невелик: либо слиться тихо, либо сыграть ва-банк. Он, как и Навальный, выбрал ва-банк, и так же, как и у Навального, не получилось.

Решающим был второй день. Хотя Пригожин и опирался на значительную поддержку «инакомыслящих» из ФСБ, в таких ситуациях решающее слово остается за армией и полицией. К моменту начала мятежа и те, и другие Пригожина и его банду заслуженно ненавидели.

Он сам для этого много сделал, унижая армию всеми известными блатному миру способами. Если бы фронт посыпался и началось брожение армии, эта личная неприязнь имела бы менее существенное значение. Но фронт не посыпался, и очень скоро стало понятно, что ни армия, ни нацгвардия на сторону Пригожина не переходят.

Почему? По тому самому – вследствие отсутствия революционной ситуации. С этого момента для Пригожина пошел обратный отсчет. При всем уважении к «вагнерам», против всей регулярной армии, даже увязшей на фронте, они все те же отряды Пугачева против суворовских полков.

Одна бригада штурмовой авиации прикончила бы изолированный мятеж за полчаса. Да, были бы дикие жертвы и среди военных, и особенно среди гражданских, но кто их теперь в России считает.

Думаю, что Пригожин все быстро понял, и с середины второго дня бунта речь уже шла только об условиях сделки.  

Говорят, что ждать и догонять тяжелее всего. Это касается и революции. Сегодня мы в основном видим неудачи тех, кто не умел или не имел возможности ждать наступления революционной ситуации.

Однако придет время, и революция постучится в дверь «русского мира» без предупреждения. И тогда мы увидим страдания тех, кто не успел и не догнал. А для тех, кто готов успеть, опыт Навального и Пригожина бесценен. Учатся не только на своих ошибках.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.9(80)