Комментарии
Сергей Аверьянов

При чем тут народ?

В Беларуси будет проведена кампания, цель которой - изменить отношение в обществе к вопросу смертной казни. Об этом Александр Лукашенко заявил в интервью итальянской газете La Stampa. «Решающим будет мнение народа», – отметил глава государства. Сможет ли намеченная кампания повлиять на отношение общества к смертной казни?

Напомним, что вопрос об отмене смертной казни однажды выносился на референдум. Было это в 1996 году. Тогда против отмены смертной казни высказались более 80 % граждан страны, имеющих право голоса. В итоге Беларусь остается последним европейским государством, где применяется смертная казнь.

В течение более чем 10 лет эта проблема интересовала, в общем-то, только правозащитников. И вот государство решило провести кампанию, цель которой - изменить отношение в обществе к вопросу смертной казни. «Мы неделю назад определились, что начинаем ряд мероприятий в этом направлении, начиная с парламентских слушаний и поднятия этой темы в СМИ» - заявил Александр Лукашенко в интервью итальянской газете La Stampa.

По-видимому, на принятие такого решения повлияла позиция Европы. Отмена смертной казни — необходимое условие для возвращения Беларуси статуса специально приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы. Кроме того, это - одно из 12 условий Евросоюза для нормализации отношений с Беларусью.

Однако вопрос этот представляется не настолько простым. Отношение отмене к смертной казни у значительной части общества действительно негативное. Большинство явно не готово к тому, что преступники не будут «наказаны по заслугам». Проводись референдум на эту тему сегодня - боюсь, в процентном соотношении результаты его были примерно такими же, как и тринадцать лет назад. Можно долго рассуждать на тему того, почему толерантные белорусы столь кровожадны. Суть в данном случае даже не в этом. А в том, что, как представляется, ни одна проведенная сегодня кампания за отмену смертной казни не даст сколь-нибудь заметного результата. Потому что стереотипы не меняются быстро. На это нужны десятилетия.

Что в итоге? Кампания пройдет. Допустим, вновь будет проведен плебисцит. И опять - тут, как говорится, к бабке не ходи - большинство выскажется против отмены сметной казни. И в дискуссии с Европой появляется весомый аргумент - вот мы, власть, готовы выступить за отмену смертной казни. Но белорусский народ против. А у нас, как неустанно подчеркивает президент, интересы народа превыше всего. «Европейцы, идя на разговор со мной, должны понимать: интересы тех людей, которые сделали меня президентом, для меня незыблемы» - цитирует главу государства агентство www.interfax.by.

В общем, проблема опять может оказаться отложенной в дальний ящик.

Что делать в сложившейся ситуации? Ответ, в общем-то, прост. Если у власти есть воля к отмене смертной казни - это уже хорошо. И надо ли тут советоваться с народом? Вот это большой вопрос. Представляется уместным, как это было сделано в России, ввести мораторий на применение смертной казни. Лет на десять. А за это время вести разъясняющие кампании. И, проанализировав статистику преступлений, с цифрами в руках показать - да, смертная казнь не применяется, а количество тяжких преступлений из-за этого не возросло. Или наоборот, если результаты будут иными. Это и стало бы решающим аргументом для принятия решения об окончательной отмене смертной казни. Или о приостановке моратория на ее применение.

А так, боюсь, оставаться нам со смертной казнью еще долго. И только правозащитники будут чесать затылки, задаваясь мыслью - и чего это мы такие кровожадные?

А как же мнение народа? А что народ? При чем здесь народ? Пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи Понтий Пилат однажды пошел на поводу у толпы, вопящей «распни его!». Мы знаем, чем это закончилось. Разве та история была не об этом?

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)