Скандалы
Елена СПАСЮК, naviny.by

Преподаватели ЕГУ выступают за возвращение вузу белорусского вектора

Преподаватели Европейского гуманитарного университета (ЕГУ) создали демократическую платформу «За новый ЕГУ» для участия в выборах в сенат университета, которые пройдут 19 ноября.

Академическое сообщество хочет использовать выборы в сенат для качественных содержательных изменений в политике университета. Администрация вуза к происходящему «относится спокойно».

Как сообщила Naviny.by один из создателей платформы доцент университета Ольга Шпарага, сенат является главным органом самоуправления университета. Преподаватели, заинтересованные в развитии ЕГУ как белорусского вуза в Литве с ориентацией на европейские ценности, считают необходимым перед выбором в сенат изложить свою позицию. Для этого «часть академического сообщества выступила консолидировано, чтобы занять заметное количество мест в сенате и работать там совместно по согласованным во время выборов позициям».

Платформа, которую уже поддержали 13 из 20 кандидатов в сенат, объединила тех, кто не согласен с существующим курсом администрации и хочет вернуть проекту ЕГУ его первоначальный смысл — эффективного белорусского гуманитарного вуза с европейским качеством образования и научной работы.

Позиция платформы изложена в обращении, в котором преподаватели вынуждены констатировать, что «глубокий кризис, переживаемый ЕГУ», усугубляется.

Авторы обращения подчеркивают, что «администрация (ректорат) сохраняет авторитарный стиль управления: ключевые решения принимаются без публичного обсуждения, игнорируется мнение академического сообщества и его представителей (сената, профсоюза и др.), преподаватели и сотрудники не получают достаточной информации о происходящем в университете».

Отмечается, что неэффективная и недальновидная финансовая политика, сориентированная на тотальную коммерциализацию образовательных программ, делает проект чрезвычайно уязвимым уже в краткосрочной перспективе, что ставит под вопрос достижение устойчивого развития.

Ольга Шпарага подчеркнула, что преподаватели заинтересованы в возможности влиять на принятие решений в ЕГУ, на кадровую политику, содержание программ, курсов, которые читаются в вузе. По ее словам, для этого необходимо расширять полномочия сената и добиться, чтобы «преподаватели в нем выражали интересы академического сообщества и принимали решения содержательного характера».

Таким образом, демократическая платформа «За новый ЕГУ» ставит перед собой цель сделать академическое самоуправление базовым принципом университета и разработать эффективную и привлекательную для потенциальных вкладчиков финансовую политику при сохранении белорусского вектора в качестве приоритетного для всех сфер деятельности вуза.

«Важно сделать ЕГУ полюсом притяжения как для ученых из Беларуси, работающих на Западе, так и для зарубежных исследователей, желающих внести свой вклад в развитие белорусского общества», — подчеркнула Ольга Шпарага.

По ее мнению, привлекать белорусских преподавателей необходимо на основе открытого конкурса: «Мы считаем, что решающим должен быть голос академического сообщества. Мы хотим, чтобы лучшие преподаватели из Беларуси работали в ЕГУ».

Преподаватели считают, что белорусскую составляющую, интегрированную в европейский контекст, нужно защищать. Важно восстановить связи с белорусским обществом, что подразумевает «позиционирование ЕГУ как поля возможностей для представителей белорусских НГО».

В обращении отмечается, что должно стать обязательным участие представителей ЕГУ в работе и организации международных семинаров, конференций, связанных с белорусской тематикой, создание режима наибольшего благоприятствования для совместных образовательных и исследовательских проектов. Отмечается необходимость восстановить контакты с работодателями в Беларуси.

Ольга Шпарага подчеркнула, что одна из составляющих демократии — это свободное участие академического сообщества в политических процессах в вузе: «Я имею в виду выборы, как способ влиять на политику университета. В белорусских вузах ничего подобного не происходит. Для меня это проявление демократии в ЕГУ. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, связаны с тем, что сложно стать демократическим университетом не формально, а содержательно».

Между тем ЕГУ — литовский вуз, который по сути является университетом в изгнании. Может ли университет в таких условиях оставаться белорусским по духу, спросили Naviny.by у преподавателя ЕГУ Андрея Лаврухина, который также является участником демократической платформы.

«Это вполне возможно, — считает Андрей Лаврухин. — Представители ЕС говорят, что ЕГУ должен сохранить белорусское сердце. Понятно, что трудности есть, но проект изначально выстраивался для Беларуси и силами белорусов — студентов и преподавателей. Если ЕГУ станет одним из европейских вузов без белорусской идеи, он потеряет свою актуальность. Ведь есть много примеров более успешных европейских вузов, но только ЕГУ направлен на то, чтобы люди с качественным европейским образованием возвращались в Беларусь, транслировали там модели поведения и способствовали улучшению качества жизни в родной стране».

Пока белорусские преподаватели работают в ЕГУ, студенты возвращаются в Беларусь и привозят с собой социальные практики, которые они приобретают в Вильнюсе, белорусское сердце остается в ЕГУ, подчеркивает Лаврухин. Если в ЕГУ не будут работать белорусские преподаватели, а студенты перестанут возвращаться в Беларусь, смысл проекта теряется.

Говоря о перспективности задуманного демократической платформой вуза, Андрей Лаврухин отметил еще одну существующую проблему — устав ЕГУ не позволяет сенату полноценно участвовать в управлении университетом. Более того, буквально на днях членами управляющего совета ЕГУ были представлены поправки в устав, которые это право ограничивают еще более. Таким образом, есть задача эти поправки не допустить: «Для нас важно, чтобы в новую версию устава вошли положения, расширяющие полномочия академического сообщества, сената в частности, а не наоборот».

Как рассказал Naviny.by проректор ЕГУ по академическим вопросам Александр Колбаско, в университете соблюдены все формальности для проведения выборов, созданы три избирательных участка. В настоящее время идет «идет нормальный процесс агитации и подготовки к выборам».

Отвечая на вопрос, готова ли администрация вуза допустить академическое сообщество к более широкому участию в принятии решений, Александр Колбаско сказал: «Выборы в сенат соответствуют уставу университета. Администрация университета не может препятствовать ничему, что соответствует уставу. В настоящее время действительно сформирована консолидированная платформа для участия в выборах в сенат. И это дело академического сообщества».

Проректор вуза не стал комментировать положения устава, которые сужают, по мнению представителей академического сообщества, полномочия сената.

В августе 2013 года общественности стали доступна результаты исследования «ЕГУ: оптимизация воздействия на Беларусь», выполненного Ярославом Кривым из Центра переходных исследований и аналитиком Алистером Рабальятти.

По их мнению, ЕГУ, который посредством эмиграции в Литву избежал ограничения академических свобод и является уникальным ресурсом для воспитания белорусских элит и проведения исследований на белорусскую тематику, переместил акцент с белорусоориентированности на «удовлетворение более широкого круга студентов из стран бывшего Советского Союза». Об этом свидетельствует закрытие, приостановление или понижение в статусе программ, первичным фокусом которых была Беларусь: «Политология и европейские исследования», «Демократия и гражданское общество», «Сравнительная история стран Северо-Восточной Европы»,«Белорусистика».

В ответе ЕГУ опровергаются обвинения со стороны Кривого и Рабальятти и утверждается, что упреки в отдалении от фокуса на Беларуси абсолютно беспочвенны.

Ранее в 2012 году поводом для дискуссии вокруг ЕГУ стали высказывания политика Станислава Шушкевича, назвавшего ЕГУ «фабрикой денационализации».

Отметим, что в 2014 году ЕГУ будет проходить процедуру аккредитации Министерством образования Литвы. Основной спонсор вуза — ЕС, предоставивший за годы работы вуза поддержку в размере более 11 млн. евро.