«Предновогоднее решение Нацбанка выглядит финансово грамотным, хотя и выдает отчаянное положение системы»
Не дождавшись вступления в силу своего же, которое должно было ограничить выдачу потребительских кредитов по высоким ставкам, Нацбанк принял еще одно, которое, по его мнению, сделает такие кредиты «экономически нецелесообразными» для банков.
При этом Нацбанк и раньше заявлял, что для населения такие кредиты тоже являются экономически нецелесообразными, а берут их люди в силу своей безграмотности и безответственности.
- Я не могу себе позволить взять розничный кредит, потому что для меня это дорого. Хотя я считаюсь чиновником высокого класса, - заявил зампредседателя правления Нацбанка Сергей Дубков на следующий день после принятого Нацбанком решения.
В связи с этим вспомнилось высказывание еще одного чиновника высокого класса.
- Я уже на протяжении не менее 5-7 лет живу в кредит, потому что по-другому не удается, - рассказал министр финансов Андрей Харковец в мае 2012 года во время прямой линии в газете "Рэспублiка".
И ответил по поводу высоких ставок, что "это очень короткие кредиты в рамках текущих доходов, поэтому не ощущаешь эту ставку".
Думается, никто не станет упрекать министра финансов в финансовой безграмотности или в нецелесообразности его экономического поведения. На самом деле министр действует, как любой здравомыслящий потребитель рынка финансовых услуг, из которых, пожалуй, главной является кредитование.
А потребитель сегодня понимает ситуацию "правильно". Наблюдая в последние два года за тем, как финансовая система страны ходит по краю экономической пропасти (ставки по депозитам "пирамидальные", ЗВР тают на глазах), и ожидая очередного коллапса, самые "умные" стремятся жить за чужой счет, а свои доходы максимально сберегать. И на вопрос: "Как будете расплачиваться?" резонно отвечают: "А будет ли кому платить?".
В этом смысле предновогоднее решение Нацбанка выглядит финансово грамотным, хотя и выдает отчаянное положение системы в целом. Нацбанк попросту испугался того, что смекалистые граждане побегут перед праздниками в магазины за электроникой и продуктами, выбирая по максимуму лимиты по кредитам и овердрафтам, а премию с зарплатой понесут в обменники, создавая ажиотаж и толкая вкладчиков к снятию рублевых вкладов. Это потребует очередного повышения ставок по депозитам.
А разве у ставок выше 50% по депозитам есть экономическая целесообразность? Именно из-за этих ставок, появившихся после девальвации, кредитование по "низким" ставкам стало экономически нецелесообразным само собой. Кредитование в валюте Нацбанк сделал нецелесообразным за счет мер административного регулирования - запретами для физлиц и ограничениями для юрлиц. Теперь экономически нецелесообразным становятся и потребкредиты для населения.
Но есть ли целесообразность в такой экономической системе, которая делает экономически нецелесообразной одну из основных функций целого сектора экономики? И какая тогда целесообразность в существовании банков вообще и Нацбанка как их регулятора в частности?
Читайте еще
Избранное