Экономика
Дмитрий Заяц, naviny.by

Правительство больше не отвечает за ВВП?

Правительство предлагает забить гвоздь в гроб директивной системы управления экономикой.

По информации БелаПАН, проект госрешения об утверждении прогнозных показателей на 2016 год не содержит ориентира по темпу роста валового внутреннего продукта. Белорусские экономисты считают, что ВВП в Беларуси стал фетишем, от которого давно стоило отказаться.

Новый взгляд на старые показатели

Темпы роста валового внутреннего продукта в Беларуси таргетировались последние два десятка лет. В 2000-е это приносило свои плоды — экономический рост в стране составлял и 7%, и 8%, и даже 10% в год.

Однако постепенно источники, которые позволяли обеспечивать такой рост ВВП, стали иссякать. В 2007-м Россия резко повысила для Беларуси стоимость энергоносителей, а с 2011-го Минску пришлось полностью перечислять в российский бюджет вывозные пошлины на экспортируемые нефтепродукты (от трех до четырех миллиардов долларов в год). В общем, средств, чтобы безболезненно поддерживать высокие темпы экономической активности, практически не осталось.

Как следствие, темпы экономического роста в последние годы снизились до минимума: рост ВВП в 2012-м составил 1,7%, в 2013-м — 1%, в 2014 — 1,6%, а в 2015-м вслед за Россией Беларусь и вовсе угодила в рецессию. Тем не менее, несмотря на явное замедление экономической активности, показатели роста ВВП белорусские власти продолжали таргетировать, утверждая нередко далекие от действительности прогнозные параметры.

Похоже, от этой порочной практики правительство собирается уйти. По информации БелаПАН, проект госрешения об утверждении прогнозных показателей на 2016 год, который подготовили экономические власти, не содержит ориентира по темпу роста ВВП.

Более того, правительство предлагает уйти от директивного планирования и других показателей социально-экономического развития. К слову, в официальном прогнозе на 2015 год нашли отражение такие показатели как ввод в эксплуатацию жилья с господдержкой, рост реальных доходов населения. На 2016-й ни первый, ни второй параметр предлагается не утверждать в качестве официального прогнозного ориентира.

Вместо этого правительство собирается включить в официальный прогноз показатель, на который пристальное внимание обращают кредиторы, — объем льготного (директивного) кредитования экономики. По информации БелаПАН, предложение экономических властей сводится к тому, чтобы лимит директивного кредитования госпрограмм в 2016-м составлял 42 трлн рублей, в 2017-м — 40 трлн, в 2018-м — 38 трлн рублей.

Наряду с этим индикатором предлагается утвердить в качестве прогнозных параметры, отражающие эффективность работы предприятий (темп рост производительности труда, рентабельности продаж). Плюс к этому в 2016 году экономические власти намерены таргетировать инфляцию, обеспечивать сбалансированность платежного баланса.

Ожидается, что в октябре предложения правительства, касающиеся планирования экономической политики на 2016 год, будут переданы на рассмотрение главе государства. Так что скоро узнаем, что по этим вопросам думает первое лицо.

Фетиш на три буквы

Пожалуй, наибольший интерес для широкой аудитории будет иметь судьба ВВП, который за многие годы в Беларуси превратился в настоящий фетиш для государства.

«Когда ВВП рос, его использовали в качестве ориентира по социально-политическим причинам, это вроде как свидетельствовало о поступательном развитии страны. На самом деле, фетишизация ВВП — не есть хорошо. Это понятие, отражающее стоимость произведенных товаров и услуг, которое может означать рост благосостояние населения, а может и не означать», — говорит председатель наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ Игорь Пелипась.

Ярким доказательством вышесказанному стал 2011 год, когда на фоне роста ВВП на 5,5% произошла практически трехкратная девальвация национальной валюты, которая привела к резкому падению благосостояния населения.

Белорусские экономисты приветствуют тот факт, что на официальном уровне происходит отход от валовых показателей, которые ранее нередко вели к росту складских запасов.

«Ранее на протяжении многих лет у нас устанавливался валовой показатель (ориентир по темпу росту ВВП), который разделялся на микропоказатели и директивно спускался до директоров предприятий. Поэтому у нас наблюдался рост складских запасов — это было следствие неправильных стимулов, которые государство направляло в экономику», — полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Сегодня правительство, отказываясь от валовых показателей, собирается мотивировать госсектор обеспечивать рост показателей эффективности.

«Однако пересмотр подходов к прогнозированию экономического развития еще не означает, что эффективность работы предприятий вырастет. Рост эффективности обусловлен целым рядом факторов и связан, в первую очередь, с конкурентоспособностью наших субъектов хозяйствования», — объясняет Точицкая.

Аналогичным образом ситуация обстоит с планами властей обеспечить в 2016 году макроэкономическую стабильность: задача правильная, но не является панацей от всех бед.

«Макростабильность, по идее, должна выступить условием для экономического развития страны, но она никак не гарантирует, что будет именно так», — говорит Игорь Пелипась.

Очевидно, что кроме регуляторных изменений белорусской экономике нужны глубокие структурные перемены, направленные на повышение эффективности работы реального сектора.

Каким образом правительство планирует решать эту задачу? Программу по структурному реформированию экономики правительство обещает обнародовать в третьей декаде октября — как раз накануне приезда в страну кредиторов, которые готовы дать Беларуси деньги только при условии, что экономическая модель в республике начнет меняться.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)