Посол Франции в Беларуси Дидье Канесс – о национальной идее, Викторе Гюго и искусстве жить
Посол Франции в Беларуси Дидье Канесс – собеседник настолько интересный, что затрагивать в интервью с ним шаблонные темы типа «потенциала двустороннего сотрудничества», на наш взгляд, преступление. «Салідарнасць» и не стала этого делать: нашлись более интересные предметы для обсуждения.
Фото Елены Фофановой, bobr.by
– В Беларуси на протяжении многих лет идут дискуссии о национальной идее? А как бы Вы сформулировали национальную идею Франции?
– Французская национальная идея включает в себя традиционные составляющие государства-нации: один народ, одна территория, один язык и единое представление национальной истории. Понадобилось время, чтобы это зафиксировать.
Закрепление наших границ произошло после окончания Первой Мировой войны, лингвистическая целостность оформилась только в конце 19-го века, с введением всеобщего начального образования. Тогда же была разработана национальная историческая концепция (начиная со времен античной Галлии), которая стала преподаваться во всех школах Франции.
Однако, этого не достаточно, чтобы объяснить, чем уникальна французская нация. Суть нашей идентичности – политическая. Она зиждется на ценностях, являющихся основой нашей Республики: всеобщность прав человека, демократия, светскость, социальная справедливость. Это выражено в девизе Французской Республики: Свобода, Равенство, Братство.
– Угрожает ли глобализация французской идентичности?
– Глобализация – это тема для обсуждении во Франции: несет ли она в себе новые возможности или представляет угрозу для нашей страны? Вопрос лежит в экономической плоскости.
Появление на политической сцене Франции левых популистов, антиглобалистов и антилибералов, близких к движению «Желтых» жилетов», показывает, что часть французов воспринимает глобализацию как угрозу.
Действительно, социологией нашей страны отмечается растущий разрыв между двумя Франциями: преуспевающей страной городских жителей и выпускников ВУЗов, и Францией незащищенных слоев населения, пострадавших от растущего дефицита низкоквалифицированных рабочих мест в промышленности в связи с их переносом в страны с дешевой рабочей силой.
Это изменение, которое государство должно сопровождать укреплением своей защитной роли по отношению к беднейшим слоям и гарантией равных возможностей в получении образования и повышения квалификации на протяжении всей карьеры.
Другого выбора у нас нет: глобализация – это реальность. Франция просто обязана успешно завершить переход к наукоемкой и инновационной экономике!
– Инновационная экономика – это, конечно, хорошо, а вот «Макдоналдс» на Елисейских полях, на мой вкус – не очень…
– Да, фастфуд нравится не всем. Некоторые французы даже называют его «мalbouffe» (отстойная еда – прим. «Салідарнасці»). Но приходится приспосабливаться к потребностям рынка: ритм жизни сегодня такой, что эти заведения тоже востребованы.
И французы адаптируют их под себя! «Макдоналдс» у нас и в США несколько отличаются: во Франции там есть не только бургеры, но и салаты, другие блюда. Кроме того, в нашей стране появились национальные сети фастфуда с местным колоритом.
– Какие качества позволили французам стать успешной нацией, а какие мешают быть еще более успешной?
– Процветание Франции объясняется стабильностью демократических институтов, соблюдением верховенства права и приверженностью принципам рыночной экономики, регулируемой государством. Всё это вместе создает условия, которые, при гарантии соблюдения прав и свобод граждан, предоставляют каждому возможность реализовать свои устремления, получать образование, работать, заниматься творчеством, инновациями, короче, вносить свой вклад в экономическое и социальное развитие страны.
Франция является невероятно динамичной страной! Но, в то же время, это страна, в которой политические и социальные конфликты происходят достаточно часто и могут принимать довольно острые формы. У французов южный темперамент! Культура согласия и диалога – не самое распространенное их качество.
Этот дух конфликта, который выражается в частоте и масштабе забастовок, в иногда упорном сопротивлении реформам, отражается на экономических показателях страны.
– Если исходить из сообщений СМИ, во Франции серьезно стоит проблема мигрантов, которые не воспринимают французский образ жизни. Так ли это? Что об этом думают в самой Франции?
– Иммиграция – это устойчивый феномен, так как он подпитывается значительной разницей между богатыми и бедными странами, а также жестокими конфликтами, которые терзают некоторые регионы мира. Нужно также ожидать, что изменение климата, которое сделает непригодными для жилья некоторые части земного шара, спровоцирует в ближайшие десятилетия серьезную миграцию народов.
Целью Франции и других европейских стран является сохранение контроля над иммиграцией. Это достигается глобальной стратегией, базирующейся на усилении внешних границ Евросоюза, при соблюдении обязательств по отношению к просителям убежища, на политике помощи в развитии и на активизации поисков решения конфликтов на Ближнем Востоке и на африканском континенте.
Внутри страны важна успешная интеграция. Она включает в себя специфическое социальное сопровождение и помощь детям иммигрантов в успешной учебе.
Иммиграция – это явление не новое для Франции. Один из четырех французов имеет в роду бабушку или дедушку иностранного происхождения.
Экономический и культурный вклад общин, которые Франция принимала с конца 19-го века, значителен. Этот вклад помог Франции стать той, кем она есть сейчас.
Тем не менее, тема иммиграции остается политически чувствительной, так как её любят эксплуатировать популистские движения, которые разжигают и подпитываются ксенофобией. Именно здесь кроется наибольшая опасность.
– В Беларуси много говорят о негативном влиянии большого госсектора на экономику. Почему во Франции государственная собственность не мешает развитию?
– Во Франции только 3% работников трудятся на госпредприятиях. Несколько больших компаний составляют основу этого сектора: Почта (La Poste), Электричество Франции (L’Electricité de France), Национальная компания железных дорог Франции (SNCF), Парижский Транспорт (RATP), Французская национальная телекомпания (France Télévision).
Эти предприятия оказывают услуги населению, поэтому они остаются государственными. Исходя из стратегических соображений, в ведении государства находятся оборонные предприятия.
В определенные периоды нашей истории, например, в 80-е годы прошлого века, госсектор имел более широкое распространение. Однако экономические выгоды посчитали неубедительными и национализированные предприятия были снова приватизированы.
– Осенью 2018-го во Франции прошли торжества в честь столетия окончания Первой мировой. В Беларуси говорят почти только о Второй мировой. Почему во Франции большее внимание придают Первой мировой? Или это ошибочное мнение?
– В течение четырех лет, с 2014 по 2018 годы, Франция отмечала столетие первой мировой войны. Было опубликовано большое количество исторических трудов, организованы многочисленные конференции и церемонии. Тема нашла широкое отражение во всех СМИ.
Воспоминания о катастрофе первой мировой войны ещё свежи в коллективной памяти французов. Страна лишилась трети взрослого населения.
Это не означает, что Франция уделяет меньше внимания сохранению памяти о второй мировой войне. Она была не менее трагична для нашей страны. Сравнивать ужасы и страдания, перенесенные европейскими народами во время этих двух страшных конфликтов, было бы бессмысленно и морально отвратительно.
Сегодня эти трагические эпизоды прошлого века принадлежат общей истории европейских народов. Память о них должна нас объединять, а не разъединять.
– Если бы у Вас была возможность привезти в Беларусь любого француза, включая знаменитость (музыканта, философа, общественного деятеля т.д.), то кого одного Вы бы выбрали?
– Я хотел бы вызвать к нам Виктора Гюго для чтения широкой публике «Последнего дня приговоренного»! Этот манифест за отмену смертной казни, которому на другом конце Европы вторил, спустя 30 лет, Федор Достоевский (чей род, кстати, происходит из Беларуси), описывая в «Идиоте» весь ужас смертного приговора, является произведением, которое должен знать каждый гуманист.
– В чем заключается для французов art de vivre – искусство жить?
– Это – душевное состояние, некая легкость, позволяющая находить удовольствие во всем. Суровость чужда французской культуре. Что общего у комедий Мольера, гастрономии, 35-часовой рабочей недели, любовной романтики и партии в петанк под платанами? Гедонизм!
– Вам подолгу приходится находиться за пределами своей страны. Чего вам в эти периоды не хватало (и не хватает) из жизни во Франции?
– Дипломаты – это кочевники. Они проводят 2/3 своей карьеры за границей, но сохраняют самую тесную связь со своей страной, являясь её официальными представителями. Я не могу сказать, что мне не хватает Франции, потому что по-настоящему я её и не покидал.
Единственное, что сложно купить за пределами Франции, – это наши качественные сыры. Марки промышленного производства, конечно, есть в продаже во многих странах. Но самые лучшие сыры делают на небольших ремесленных сыроварнях, которые свою продукцию мало экспортируют.
– Француженки пользуются в мире уникальной репутацией. Как Вы думаете, за счет чего?
– Вопрос скорее в том, узнают ли себя француженки в клише, которые распространены на их счет? На самом деле, они больше не хотят быть упрятанными в представление, что их женская сущность сводится к элегантности, соблазнению, материнству и подчинению мужчинам.
Борьба за полное равенство прав между женщинами и мужчинами является наиболее отличительной чертой современной Франции. Остается дискриминация в зарплате, в построении карьеры и получении руководящих должностей. Это несправедливо.
Сексистское поведение, сексуальное домогательство, насилие в отношении женщин – это зло, нетерпимое во Франции 21-го века. Француженки сегодня – это женщины, борющиеся за свои права, против пережитков патриархального менталитета.
Успешное завершение борьбы за равноправие, против дискриминации и насилия в отношении женщин является одним из главных приоритетов в работе правительства. Президент Макрон сделал эту тему национальным делом.
– Французские дети действительно не плюются едой, как утверждается в известном бестселлере Памелы Друкерман? (эта американская писательница восхищается французской системой воспитания, благодаря которой родители не жертвуют своей взрослой жизнью, а их дети не требуют непрерывного внимания и не устраивают истерик в магазинах игрушек – прим. «Салідарнасці»)
– Французские дети не отличаются от других. Ходить с ними по магазинам – сущий ужас, потому что им бесконечно нужно что-то купить. (улыбается) Дети везде и всегда требуют мороженое, да и случай поскандалить редко упускают.
Если же говорить о еде, то макароны с ветчиной или сосиски с картофелем-фри, которые едят руками, – вот вершина кулинарии для французских детей на долгие годы.
Тем не менее, это правда, что большинство французских семей живет в окружении вездесущей гастрономической культуры. Дети слышат, как их родители говорят о кухне: важной семейной теме для разговора! Они видят, что родители уделяют много времени и внимания покупке качественных продуктов, приготовлению еды. И, естественно, потихоньку они присоединяются, пробуют и постепенно формируют свой вкус. Гастрономия – это культура, которая передается из поколения в поколение.
– Подшучивают ли во Франции северяне над южанами и наоборот?
– Это устаревший юмор. Как и насмешки над нашими европейскими соседями.
Мы живем в эпоху беспрецедентной географической мобильности и интеграции народов. Клише, в которых смеются над той или иной группой людей за их региональную принадлежность, не могут прижиться вне того закрытого пространстве, где они родились.
– То есть Bienvenue chez les Ch’tis (французский фильм, который в нашем прокате шел под названием «Бобро поржаловать» – прим. «Салідарнасці») отправляем на свалку?
– Ни в коем случае! Во-первых, это хорошая комедия. А, во-вторых, она высмеивает именно предрассудки о жителях разных регионов.
Читайте также
– Чем французы отличаются от белорусов?
– Жан Жорес говорил: «Жив тот, кто борется». Французы живут насыщенно! Они чувствительны к несправедливости, к неравенству, к защите своих прав. Их страсть – политические дебаты. Многие участвуют в социальной жизни через политическую борьбу, принадлежность к ассоциациям, защищающим или продвигающим различные цели или интересы.
Французы также характеризуются острым критическим умом и не боятся высказывать публично своё мнение. Это черта нашей национальной культуры.
Ещё в школе детей поощряют развивать способность выносить своё суждение, критически мыслить, иметь своё мнение. Цель – сформировать активного, сознательного и ответственного гражданина. А также работника, способного автономно трудиться, проявлять инициативу и креативность, дискутировать с руководством.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное