В мире

Последний из Могилева

В полночь на 15 апреля вступит в силу решение правительства Израиля о признании «постоянно недееспособным» премьер-министра Ариэля Шарона, уже 100 дней находящегося в коме. Предлагаем Вашему вниманию его политический портрет, написанный обозревателем журнала «Коммерсантъ-Власть» Наргиз Асадовой.

Ариэль Шарон — одна из самых великих и противоречивых фигур в израильской и мировой политике. Как только его не называли: террорист, нелюдь, убийца, человек мира, царь Израиля, бульдозер, отец-основатель... «Прежде всего я еврей. Поэтому все, что я делал и делаю для еврейского государства и народа, не может быть мне в тягость. Я люблю эту землю, мой дом, мою семью, жену. Люблю эти деревья, цветы, животных, птиц. Моя сила от всего этого»,— говорил сам о себе Ариэль Шарон.

Воитель

В 1989 году была опубликована первая биография Ариэля Шарона «Шарон: израильский политический воитель». Ее авторы американские историки Анита и Джордан Миллер и журналистка Сиджалит Зейтуни представили Шарона читателю как великого еврейского террориста, безжалостно расправляющегося с арабами.

Ариэль Шейнерман родился в Палестине в 1928 году в семье выходцев из России. Его отец Шмуэль был родом из Бреста, мать Вера — из Могилева. Они встретились и поженились в Тифлисе, где учились в местном университете. Вера и Шмуэль были убежденными сионистами. Вскоре после женитьбы семья Шейнерман переехала в Среднюю Азию: оттуда было легче нелегально покинуть Советский Союз. Добраться до Земли обетованной им удалось в 1922 году.

Родители Ариэля поселились в одном из первых мошавов (одна из форм еврейских сельскохозяйственных коммун) в Палестине — Кфар-Малаль. Жители мошава вели аскетический образ жизни, с рассвета и до заката обрабатывали землю. Отец воспитывал сына на социалистических и сионистских принципах. Позже Ариэль по примеру других сионистов, перебравшихся в Палестину, изменил свою фамилию на израильскую — Шарон.

В 1929 году арабы, недовольные увеличением числа еврейских иммигрантов в Палестине, устроили первые погромы. Меньше чем за неделю были убиты 133 еврея, еще 340 человек получили ранения. Чтобы противостоять арабской агрессии, еврейские поселенцы стали создавать отряды самообороны. Самой крупной организацией, призванной оберегать евреев от арабов, стала «Хагана».

Арик рос в мире, в котором шла постоянная борьба между евреями и арабами. Он видел, что отец, выходя за пределы своей фермы, всегда брал с собой пистолет. Дважды отца пытались убить, но он чудом уцелел. В возрасте десяти лет Арик участвовал в ночных дозорах вместе с жителями деревни, при нем уже тогда было оружие. В 14 лет Арик вступил в «Хагану».

15 мая 1948 года было провозглашено Государство Израиль. На следующий день арабские страны объявили Израилю войну. Тогда же была сформирована Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), и Шарон стал командиром взвода бригады «Александрони», а затем — командиром роты. Военная карьера Шарона развивалась стремительно. В 1951 году он окончил курс командиров батальонов, затем служил офицером разведки Центрального и Северного округов, еще через год стал командиром батальона пехоты в резерве.

В 1950-х годах участились диверсионные рейды палестинцев на территорию Израиля. Они нападали на деревни, убивали людей. Армия ничего не могла сделать. С палестинскими партизанами смог справиться Шарон. В 1953 году он сформировал и возглавил легендарный отряд 101, который стал прообразом элитных частей спецназа при генштабе ЦАХАЛа. За пять месяцев подразделение 101, состоявшее всего из 45 человек, в корне изменило ситуацию на границе. Карательный отряд Шарона не останавливался ни перед чем. В октябре 1953 года в ответ на убийство еврейской женщины и двоих ее детей боевики Шарона вошли в иорданскую деревню Киббия. Они взорвали 50 домов. В результате взрывов погибли 69 человек, включая прятавшихся в домах женщин и детей.

Девиз бригады 101 «Действовать быстро, решительно, эффективно и жестоко» стал жизненным кредо Ариэля Шарона. В 1970 году он подавил первое восстание палестинцев в секторе Газа. Шарон ввел в Газу войска и был первым, кто применил бронированные бульдозеры Д-9 с пулеметами на крыше для разрушения домов. За это он получил прозвище Бульдозер. Операция в Газе прошла в лучших традициях Шарона — быстро, жестоко и эффективно. В 1973 году началась война Судного дня. На Израиль одновременно напали Египет и Сирия. В Израиле войны никто не ожидал, армия не была готова к ней. Шарон вернулся в регулярную армию и возглавил 143-ю бронетанковую дивизию на Синае. Шарон всегда был сторонником наступательной, а не оборонительной тактики. Он предложил форсировать Суэцкий канал. Не спрашивая разрешения командования, дивизия Шарона совершила прорыв между 2-й и 3-й египетскими армиями. В тот день Шарон был ранен в голову, но, несмотря на это, продолжил бой. Узнав о том, что дивизия Шарона форсирует Суэцкий канал, командующий Южным фронтом генерал Гонен приказал Шарону остановиться. Арик был в ярости. Он обратился за разрешением напрямую к министру обороны Моше Даяну, который немедленно прибыл на место и приказал продолжить наступление. В одном из интервью Шарон так сформулировал свои принципы: «У меня три критерия оценки каждого приказа, который я получаю. Первый и самый главный — это благо государства. Второй — мой долг по отношению к моим солдатам. И наконец, третий — это моя обязанность выполнять приказы главного командования». В конце концов египетская армия была окружена, израильские войска вышли на 101-й километр от Каира. После завершения форсирования Суэцкого канала израильские танкисты писали на своих танках: «Шарон — царь Израиля». После войны Судного дня стало понятно, что арабы не смогут уничтожить Израиль. Шарон решил уйти из армии и заняться политикой. В1973 году он впервые становится членом кнессета, но не от правящей лейбористской партии, а от оппозиционного блока «Гахал» (впоследствии «Ликуд»). Арик посчитал, что в «Аводе» (в то время блок «Маарах») и без него хватает генералов. Он же привык быть первым и не умел подчиняться.

В 1979 году премьер Менахем Бегин подписал мирный договор с египетским президентом Анваром Садатом. Шарон был против мира с арабами. Ведь он с детства считал, что с арабами нельзя договариваться на равных. Их можно купить, как делали евреи, покупавшие земли арабов в Палестине. Их можно запугать оружием, как делали еврейские отряды самообороны. Так создавалось Государство Израиль. Члены израильской делегации, проводившие переговоры с египтянами, рассказывали, что каждое утро Арик звонил маме и та говорила ему: «Арик, не верь арабам, они обманут тебя». И он не верил. Шарон гордился тем, что ни разу не пожал руку палестинскому лидеру Ясиру Арафату.

В 1982 году министр обороны Ариэль Шарон разработал план вторжения в Ливан «Ораним» («Кедры»), главной целью которого было уничтожение баз Организации освобождения Палестины и месть Сирии за нападение в октябре 1973 года. Однако премьер Менахем Бегин был против агрессивного плана Шарона и предпочел ему антитеррористическую кампанию «Мир Галилее». Ослушавшись приказа Бегина, Шарон втянул Израиль в ливанский конфликт. В ночь с 14 на 15 сентября после убийства произраильского президента Ливана Башира Жмайеля Шарон отдал приказ штурмовать Бейрут. Он сам прибыл в город, чтобы командовать операцией. Когда Бейрут был взят, союзники Израиля—ливанские христиане-фалангисты — с разрешения израильского командования вошли в палестинские лагеря Сабра и Шатила, чтобы очистить их от террористов. 16 сентября 1982 года фалангисты окружили Сабру и Шатилу и устроили там резню. Около 4 тыс. палестинцев были убиты. «Шарон — убийца!» — кричали все мировые СМИ. Израиль был вынужден создать спецкомиссию по расследованию происшествия. Комиссия признала Ариэля Шарона «несущим непрямую ответственность» за резню в палестинских лагерях беженцев. Отныне и впредь Шарону запретили занимать пост министра обороны.

Пастырь

В 2005 году израильские писатели Нир Хефец и Гади Блюм написали книгу о

жизни Ариэля Шарона под названием «Пастырь». На создание биографии авторов подвигла метаморфоза, произошедшая с Ариэлем Шароном в последние годы. В конце 2004 года премьер Ариэль Шарон выступил с инициативой одностороннего размежевания с арабами. Оказалось, что бульдозер может как разрушать, так и строить — в зависимости от того, какую цель преследует управляющий им человек.

В то, что Шарон согласится добровольно вывести израильские войска и поселения из сектора Газа, не верил никто. Арабы, привыкшие к тому, что Бульдозер никогда не признавал эффективность переговоров с палестинцами, были уверены, что он не захочет отдать им ни пяди земли. Израильские правые не верили, что главный идеолог поселенческого движения способен разрушить еврейские дома в Газе. Ведь именно Ариэль Шарон, будучи министром сельского хозяйства, в 1977 году начал строить поселения на захваченных арабских землях. С 1977 по 1981 год

Шарон удвоил количество поселений в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. В начале 1990-х министр ЖКХ Ариэль Шарон расселял репатриантов из России в «городах развития» на оккупированных территориях.

Израильские правые обвинили Шарона в предательстве. Члены кабинета от партии «Ликуд» грозили покинуть правительство, если их лидер не откажется от своего плана. Израиль находился на пороге гражданской войны. Несмотря на это, 17 августа 2005 года Бульдозер начал эвакуацию израильских войск и поселений из Газы. «Ариэль Шарон разрушил мою жизнь. Вы разрушите Израиль!» — кричали еврейские жители Газы. Люди поджигали себя, выбрасывали из окон своих детей, забрасывали солдат камнями, но через три недели еврейские поселения были выведены из Газы. Премьер Израиля во всеуслышание признавался, что «его сердце разрывается» при виде принудительного выселения жителей еврейских поселений. Но Шарон остался верен своему убеждению, что уход из сектора Газа—это «правильное решение, которое пойдет на пользу Израилю, сделает его сильнее».

Вскоре после завершения плана размежевания президент США Джордж Буш заявил: «Я убежден, что Ариэль Шарон — это человек мира». Имидж Израиля на международной арене резко улучшился.

Однако внутриполитическая ситуация в Израиле оставалась напряженной. В ноябре 2005 года правящая коалиция в Израиле распалась. Шарон был вынужден распустить кнессет, назначив дату досрочных выборов на 28 марта 2006 года. Действуя, как всегда, решительно и быстро, Ариэль Шарон принял еще одно важное решение. Он вышел из партии «Ликуд», которой отдал 30 лет жизни, и создал новую центристскую партию «Кадима». Шарон был убежден: чтобы обеспечить безопасность Израиля, необходимо создать палестинское государство. Этот постулат и лег в основу политической программы «Кадимы».

Противники Шарона назвали его инициативу диктаторской. Ведь в Израиле еще никогда не создавалась партия одного человека. Однако опросы общественного мнения показали, что Шарон по-прежнему популярен, а «Кадима» получит наибольшее количество мест в кнессете. Но опросы не могли предсказать, что на пике па пулярностиу Ариэля Шарона случится обширный инсульт.

Как будут развиваться события в Израиле, предсказать практически невозможно. Ясно одно: из израильской политики ушел последний представитель поколения отцов-основателей Израиля, который навсегда останется в истории страны — как Шарль де Голль во Франции или Уинстон Черчилль в Великобритании.