Политика
Игорь Потапчук

«Последнего миротворца» ушли «по собственному желанию»

16 октября президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Орловской области Егора Строева. Уволенный был одним из участников высокопоставленного российского «десанта», высадившегося в Минске ноябрьским вечером 1996 года и принявшего непосредственное участие в конституционном перевороте.

Той осенью наша страна оказалась у исторической развилки: референдум или импичмент, диктатура или демократия. Конфликт между президентом Александром Лукашенко и Верховным Советом достиг апогея. В чью сторону склонятся чаши весов было неясно вплоть до того самого вечера, как из Москвы прилетели трое «миротворцев» -- тогдашние российские премьер-министр Виктор Черномырдин и главы палат Госдумы Егор Строев и Геннадий Селезнев.

Именно на Егора Строева возлагал особые надежды председатель Верховного Совета Семен Шарецкий. С орловским губернатором его связывала давняя дружба. Однако, как выяснилось, цена ей была ломаный грош. Московская делегация сыграла на стороне Лукашенко, и шокированный таким поворотом Шарецкий, по сути, подписал «соглашение о капитуляции», открывшее дорогу конституционному перевороту, в результате которого абсолютная власть в Беларуси была сосредоточена в руках одного человека.

Конечно, возлагать всю ответственность за случившееся на «руку Москвы» было бы неправильно. Противникам Лукашенко следовало полагаться на собственные силы, а не на то, что «вот приедет барин, барин нас рассудит». Однако свой вклад в «черное дело» российская «тройка» внесла.

Расчет Кремля был прост: на Лукашенко сделали ставку, как на более сговорчивого и пророссийского партнера. Оппозиция же выглядела слишком разношерстной: помимо вполне лояльно настроенных по отношению к белокаменной Семена Шарецкого и его заместителя Сергея Калякина в ее состав входили «подозрительные» демократы, поглядывающие на Запад. От Лукашенко же ожидали одного: объединения с Россией в одно государство.

Однако московские стратеги жестоко просчитались. На протяжении ряда лет хвост вилял собакой, как хотел. Получая многомиллиардные субсидии от России через дешевые энергоресурсы, Лукашенко платил поцелуями и обещаниями. Ни единого государства, ни лакомых кусков белорусской собственности российский истеблишмент так и не получил. Лукашенко готов был «слиться в экстазе» с восточными братьями, но при одном маленьком условии: в Кремле он должен быть №1. А эта цена москвичам показалась завышенной…

С тех пор утекло немало воды. Виктор Черномырдин и Геннадий Селезнев своих постов лишились давно. А вот Егор Строев, возглавлявший Орловскую область с 1993 года, упорно держался на плаву. Но 16 февраля 2009 года он скоропостижно ушел в отставку, хотя очередной срок его губернаторства истекал более, чем через год. Из неофициальных источников известно, что заявление «по собственному желанию» Строеву настойчиво предложили написать в Кремле.

Они ушли. Лукашенко, на чьей стороне они сыграли 12 с гаком лет назад, остается.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)