Политика
Анастасия Зеленкова

Послания главы государства: слова и дела

C ежегодным посланием к Национальному собранию и народу Александр Лукашенко обратится 20 апреля. Накануне мы просмотрели его выступления последних трех лет и сравнили, как реализуются его слова на деле.

Вот лишь некоторые тезисы, которыми ублажал слух своих граждан в ежегодных посланиях президент.

Слово: “Неоспоримым преимуществом нашей модели экономического развития является то, что мы не влезли в долги. Кредит – это капкан, в который попадем даже не мы, а наши дети и внуки. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кредит превратился в средство давления на нашу страну”. (2007 год)

Дело: Тот факт, что наша страна все прочнее садится на кредитную иглу, с каждым годом наращивая темпы заимствований, уже не вызывает ни у кого сомнений. К 2010 году Беларусь успела наскрести по сусекам кредитов на 22 млрд долларов и, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом. Поменялась и риторика главы государства: в 2009 году он уже заявлял, что, получив международные кредиты, наша страна получила «запас прочности» и ни слова о жизни без долгов как о неоспоримом преимуществе нашей экономической модели.

Слово: «В последнее время, особенно в России многие ёрничают: неужели Лукашенко повезет из Азербайджана, Ирана и Венесуэлы нефть в Беларусь, когда российская выгоднее. Конечно, не повезет». (2007)

Дело: Не прошло и трех лет, как венесуэльская нефть прямиком отправилась в наши края. По железнодорожным путям через Одессу уже побежали первые вагоны с черным золотом. И хоть объемы и экономическая выгода такой сделки выглядят сомнительно, в России уже не ёрничают. Там прямо крутят у виска.

Слово: «Если и будет приватизация, она будет открытой и честной. Никакой номенклатурной, клановой, как я сказал, и недобросовестной приватизации в стране не будет… Объекты будут продаваться только по конкурсу или через аукцион... Конкурировать между собой будут не фамилии или покровители, а бизнес–планы и социальные программы по поддержке трудового коллектива» (2007).

Дело: Насколько честна и прозрачна у нас приватизация, можно пронаблюдать на ряде недавних сделок. Достаточно припомнить продажу лакомого куска в центре Минска, который достался Оману за символическую сумму в 10 млн. долларов. Не менее «темной» оказалась и история с продажей госпакета акций СП МЦС (Velcom). Оглашения суммы вырученных средств пресса не могла добиться очень долго. В той же череде стоит и покупка швейцарской компанией Franck Muller часового завода «Луч»… Кстати, относительно последнего, слова тоже несколько разошлись с делом.

Слово: «Но главная задача здесь еще состоит и в том, чтобы сохранить это производство в стране. Оно исторически принадлежит нашей стране. Точно так по часовому заводу. Не знаю, чего там ждут и правительство и Павлов. Ждут, когда я приеду на часовой завод, губят его и дальше, некоторые говорят, давайте его закроем. Людей трудоустроим – не проблема. Вопрос не в этом – можно и МТЗ закрыть, и МАЗ закрыть. Так а с чем мы останемся? Это тоже наш брэнд. Сегодня часы, оказывается, в мире выпускают меньше стран, чем самолеты. Это высочайший уровень технологий».

Дело: Чем закончилось сохранение «брэнда», всем известно. Завод продали швейцарцам за 12,41 миллиона долларов. Эксперты назвали эту сделку полным абсурдом и предположили, что она нужна была только для того, чтобы прикрыть какие-то другие, которые не афишируются.

Слово: «С 1 апреля (2009 года – «С») в убыток работать преступно. Работа в убыток — это завтрашняя катастрофа. То же касается и работы на склад… Мы будем на корню пресекать попытки иждивенческих настроений у хозяйствующих субъектов».

Дело: На 1 февраля складские запасы составили 75,3%. При этом рост запасов зафиксирован во всех отраслях белорусской промышленности. С чистым убытком на конец 2009 года сработало каждое пятое предприятие — 18,6%. Сумма убытка составила 785,9 млрд рублей, или в 3,5 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. В общем, на лицо преступный замысел.

Слово: «С нынешнего года мы принципиально изменим подходы к оценке работы сельхозпредприятий. Сейте то, что будет приносить прибыль. Но на государственные дотации не рассчитывайте».

Дело: Слова о сокращении дотаций сельскому хозяйству звучат из уст президента с завидным постоянством. Между тем, по словам вице-премьера Ивана Бамбизы, только в 2009 году на аграрный сектор из бюджетов всех уровней было направлено 4,6 трлн рублей, что на 30% выше уровня 2008 года. Вместе с тем, несмотря на такую поддержку, рентабельности в сельхозорганизациях снизилась до 14,2% против 18,7% в предыдущем году, в том числе от реализации продукции — 4,2% против 6,3%. Это при том, что планы стояли амбициозные — обеспечить уровень рентабельности сельхозпроизводства не ниже 22-25%. Снизилась также чистая прибыль предприятий сельского хозяйства. Она составила 1,4 трлн рублей, или 86% к уровню 2008 года.

Слово: «Налоги призваны стимулировать плательщиков к легальной уплате налогов и сборов. Схема налогов должна быть простой и понятной» (2008 год).

Дело: Казалось бы, некоторые подвижки в этой области были сделаны. Однако в ноябре 2009 года Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и PricewaterhouseCoopers опубликовали шестое ежегодное исследование «Уплата налогов 2010. Международный обзор». В рейтинге по простоте уплаты налогов Беларусь в очередной раз заняла последнее 183-е место.

Слово: «Основной вопрос, который будоражит наши умы: кто же будет строить станцию в Беларуси. Этот вопрос в кулуарах решаться не будет. Это будет открытый конкурс. Конечно, нам не хотелось бы – я уже послу России об этом говорил, — чтобы мы складывали яйца в одну корзину. Мы зависим и так по другим видам энергии от России, не хотелось бы зависеть и в строительстве АЭС только от Российской Федерации. Это я говорю честно. Мы хотели бы, чтобы АЭС построили, может быть, другие» (2007).

Дело: Как ни «противился» президент, а «честный» конкурс выиграли именно россияне. «Складированию яиц» существенно поспособствовал обещанный Россией под строительство АЭС кредит. А конкуренты отдыхают: «Слушайте, посмешище! Мы им предлагаем за блок почти два миллиарда долларов, а они перед нами ставят условия, какое у вас будет предвыборное законодательство...», — возмущался президент.

Слово: «Задача правительства, всех республиканских и местных органов управления — даже в условиях роста цен на энергоносители сохранить в этом году (2007-м – «С») положительную динамику снижения темпов инфляции и по итогам года выйти на целевые параметры, предусмотренные в прогнозе социально–экономического развития страны, — 6—8%».

Дело: Тогда по итогам 2007 года официальный рост потребительских цен составил 12,1%, или в 1,51 раза больше верхнего предела. Больше столь амбициозных задач президент не ставил.

Слово: «Сергей Сергеевич (Сидорский – «С»), надо возвращаться к требованию повышения заработной платы. Другого пути нет. На конец пятилетки нам надо заработную плату довести, боюсь говорить, до 700 долларов, никуда не денемся. 500 долларов будет мало. Надо 700 – среднюю зарплату по стране. Тогда мы сможем удержать стабильность в нашем обществе». (2008)

Дело: Похоже, не видать нам стабильности как своих ушей. Нынешняя средняя зарплата белоруса не то, что до 700, до 500 вряд ли дотянет. Во всяком случае, к концу 2010 года. Напомним, что в феврале начисленная средняя зарплата составила 1.016.393 рубля, или 346 долларов по текущему курсу. Хотя еще в конце 2008 года она равнялась 456 долларам США.

Слово: «Кто эти шесть человек, которых Запад назвал политическими заключенными? Двое осуждены за незаконное предпринимательство и неуплату налогов. Двое за хулиганство, один за незаконную деятельность и еще один за призыв к деятельности, направленной против страны... Мы приняли решение, что тему закрываем. Пятеро на свободе — шестой (видимо, президент имел в виду Александра Козулина — «С») отказался. Какие к нам претензии?»

Относительно освобождения последнего президент вообще разразился страшными пророчествами: «Нашли вшивого оппозиционера, полтора процента получившего на выборах, и сделали его политзаключенным. Оппозиция не хочет, чтобы его выпускали. Если он завтра выйдет на свободу, оппозиции той не будет. Святого нет в этом человеке ничего».

Дело: Как мы помним, пророчествам Александра Григорьевича не суждено было сбыться: Александр Козулин вышел на свободу, но угрозы для оппозиции явно не представлял. Да и сама оппозиция не очень-то противилась этому факту. Что же касается вопроса с политзаключенными, который президент якобы закрыл еще в 2008 году, то все идет к тому, что в 2010 году он снова может стать актуальным.

Это лишь небольшой перечень фактов, когда слова президента, провозглашенные во время ежегодных посланий народу и Национальному собранию, существенно разошлись с делом. 20 апреля нас ждет очередная порция обещаний. Благо, мы уже давно научились не принимать слова президента близко к сердцу.

А на закуску предлагаем вам несколько ставших уже крылатыми фраз из ежегодных выступлений президента последних трех лет:

«Это не оппозиция, это просто враги народа, потому что они делают то, что ни в одном государстве, даже самом демократическом, недопустимо».

«Если белорусскую оппозицию открыто выпустить в СМИ, то 90% населения будет шарахаться от нее, как от проказы».

«Господь с вами, сохраните эти визовые ограничения. Что мне летать некуда? Вы свое цивилизованное демократическое лицо, таким образом, показываете всему миру!»

“Ведь уже Буш искал там мои счета, никак до сих пор не нашел. Ну, если Буш не нашел, то вряд ли кто-то уже найдет, если бы даже они и были”.

“И коровы сегодня дизельное топливо не дают. Поэтому увеличивайте производство молока. Сегодня сухое молоко, обезжиренное или обезвоженное, как оно называется, подорожало в 5 раз. Сушите молоко и продавайте”.

“Если побыл на Северном полюсе – найди там что-то положительное, привези и заставь внедрить здесь”.

“После того, как я заявил о либерализации, многие поняли это как вседозволенность. Некоторые шарлатаны, отщепенцы и отморозки это поняли так: что хочу, то и ворочу. Хочу — хожу по улицам, переворачиваю машины. Средства массовой информации поняли, как возврат к тому, с чего мы начинали в середине 1990-х: желтизна и больше ничего”.

«Некоторые рассуждают так: пришла к президенту какая-то новая команда, я не буду называть фамилии, их хорошо знают, вплоть до моих сыновей, и они якобы влияют на президента, они поворачивают колесо истории Беларуси в сторону Запада от России, либерализации и так далее: Успокойтесь, я еще в состоянии формировать политику внутри государства и за ее пределами» «Только участники этих так называемых социальных маршей почему-то избивают оказавшихся рядом водителей и прохожих, расхаживают с разноцветными флагами и флагами ЕС. Как власть должна реагировать, когда люди не могут пройти или проехать по центру столицы, когда молодчики набрасываются на них с кулаками?”

«Если россияне, видя наши недостатки или ошибки, никогда нас не шпыняли, не толкали делать то или это, то почему вы (Запад – “С”) себе это позволяете?!»

“Ползучая контрреволюция в Беларуси не пройдет! Вы же помните, как по мордасам надавали здесь разного рода цветным революциям. Даже пикнуть не смогли. Не потому, что мы такие диктаторы и варвары, а потому, что проводим политику в интересах нашего народа”.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)