Филин

Валерия Перепелкина

Поротников: «Серьезная игра, которая имеет сразу несколько измерений»

Эксперт по безопасности — о потугах властей угодить Москве.

Беларусь и Россия зимой проведут военные учения около украинской границы. Мероприятие пройдет в два этапа, первый из которых ожидается в ближайшие два месяца.

Филин спросил у руководителя аналитического центра Belarus Security Blog Андрея Поротникова, что известно об этих учения и с какой целью они планируются.

— Министром обороны Хрениным изначально было анонсировано проведение в следующем году белорусско-российских учений на южном направлении. Что такое южное направление — не очень понятно, локализация пока не определена.

Под Барановичами есть полигон, который тоже можно теоретически считать южным. Хотя, от Украины это довольно далеко. Кроме того, есть площадка под Брестом, она близка еще и к Польше.

Вообще, скорее всего, эти учения были запланированы еще в начале этого года. Сейчас они приобретают новое звучание в связи с той политической ситуацией, которая есть из-за миграционного шантажа и очередного обострения отношений официального Минска и Запада.

Плюс фактор раскручивания тематики о якобы подготовке России к очередной войне против Украины. То есть явно режим Беларуси пытается сыграть на фобиях Киева и западных стран.

С одной стороны, это делается с целью принудить Запад к более лояльному отношению и диалогу с белорусскими властями. С другой — это попытка угодить Москве, продемонстрировать ей свою лояльность. Для того, чтобы тоже что-то получить взамен.

— Дальнейшую поддержку Кремля?

— Проблема в том, что мы не видим этой поддержки. Даже на словах не все понятно: есть заявления Путина о том, что белорусский режим должен вести переговоры с оппозицией (правда, непонятно, о какой оппозиции речь).

С другой стороны – Патрушев говорил, что Москва готова поддержать Минск в случае конфронтации с Западом. То есть знаки Кремля разнонаправленные и, при этом, предельно неконкретные.

Еще один важный момент: мы до сих пор не видим проекта Конституции, который первоначально должен был быть представлен для вынесения референдума к первому августа. После прохождения общественного обсуждения, которое, соответственно, должно было состояться в июле.

Потом проект нам обещали к седьмому ноября, позже — концу ноября-началу декабря. И вот зима наступила, вроде бы уже были заявления, что проект практически готов, осталось согласовать только отдельные детали. Однако мы до сих его не видим.

Собеседник «Филина» не исключает, что эти «танцы с саблями» официального Минска вокруг Москвы — с очередной порцией готовности воевать с Россией против Запада или Украины — имеют не только внешнеполитическое измерение:

— Кроме того, это желание склонить Кремль в свою сторону по вопросам конституционной реформы. Год назад Россия через своих пропагандистов однозначно заявляла, что они хотели бы видеть трансформацию Беларуси в парламентскую республику.

Потом эта тема как бы исчезла из публичной повестки. Но исчезла ли она из повестки двусторонних отношений? Не очень понятно. Стоит обратить внимание на интервью, которое Лукашенко дал Киселеву.

С одной стороны, оно комплиментарное с точки зрения российской внешней политики. Опять же, это и вопросы признания Крыма, и готовности принять участие в конфронтации с НАТО, если она состоится.

Но с другой стороны – прозвучало заявление, что Минск вообще-то готов перекрыть поставку российских углеводородов в Европу. Это угроза в адрес кого: Запада или Кремля? Ведь «Северный поток» не сертифицирован, когда это случится, тоже не очень понятно.

Запад склонен к тому, чтобы рассматривать действия Москвы и Минска в связке. Поэтому они могут и будут расценивать возможное перекрытие, как шантаж с целью принуждения к скорейшему запуску «Потока».

Реакция может быть обратная, Европа не пойдет на это. Они лучше перезимуют дорого, но не дадут себя шантажировать. Тут очень серьезная игра, которая имеет сразу несколько измерений и направлена сразу и вовне, и вовнутрь, — заключает Андрей Поротников.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(54)