Комментарии

Андрей Поротников, Свободные новости плюс

Поротников: «Разговоры о контрактной армии в Беларуси уводят внимание в сторону от главного»

Изменение законодательства о воинской повинности ожидаемо вызвало недовольство. Противники новаций выдвигают идею перехода на контрактную армию в качестве альтернативы существующей в Беларуси системе комплектования военных структур.

Если рассматривать гипотетическую возможность отмены срочной военной службы в Беларуси, то нужно ответить на вопрос: что получили в итоге те страны, которые отказались от военного призыва?

Фото Радыё Свабода

В 90-е и нулевые годы большинство европейских стран отменило призыв на военную службу в мирное время. Это в первую очередь диктовалось политическими соображениями: европейские политики решили освободить своих сограждан от военной службы с целью подсобрать голосов на выборах.

На тот момент в европейских военных элитах господствовало мнение о том, что основной вид военных операций для европейских армий в будущем — экспедиционные операции на дальних театрах. А туда солдата-срочника не пошлешь. Войны в Европе никто не ожидал. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Российские специалисты оценивают вероятность большой войны в Европе в 50%.

Обратим внимание: страны, для которых военная угроза реальна, службу по призыву сохранили (Турция, Греция, Кипр, Израиль, Южная Корея). Более того, в последние годы в ряде стран вернули призыв (Украина, Швеция, Литва, ОАЭ) или начали обсуждать возможность его возвращения (Франция, Германия).

Боеспособность контрактной армии — вопрос дискуссионный. На практике переход к ней в Европе приводил к деградации военной мощи государства.

Высококлассные специалисты хотят денег. Сопоставимое срочникам число контрактников обойдется государству в разы дороже. Пару лет назад я сравнил денежное довольствие рядовых военнослужащих и младших офицеров в странах, где полностью контрактная армия и при этом служба пользуются популярностью. Для себя я вывел закономерность: зарплата рядового контрактной службы должна начинаться минимум от средней зарплаты по стране.

У младшего офицера должно быть 120—130% от средней зарплаты в столице. При том, что сейчас денежное довольствие наших военных не впечатляет. Текущее содержание военнослужащего-срочника в 2—2,5 раза ниже «стоимости» контрактника на соответствующей должности.

По всем ведомствам, где предусмотрена срочная служба, потребуется заместить контрактниками порядка 35 тысяч должностей. Денежное довольствие привлекательного уровня потребует минимум на 300 млн долларов в год увеличить расходы бюджета. И это только прямые выплаты персоналу. Но есть еще вопрос социальных гарантий: пенсионных, медицинских, жилищных. Это еще приблизительно столько же. Да, пенсионные расходы будут нарастать постепенно, в течение следующих 20 лет, и не все захотят выслуживать весь срок по контракту. Но, как ни крути, перевод службы на контракт уже сегодня повлечет рост расходов где-то на 4%. Это много с учетом того, что речь идет об узкой сфере.

На контракт идут в первую очередь за зарплатой. Это солдатик-срочник будет спать 6 дней в неделю в обнимку с автоматом в казарме. А контрактник в 18.00 уйдет домой. В ту самую квартиру, которую он получил или нанял за счет налогоплательщиков. Увеличить нагрузку на контрактника можно с параллельным увеличением денежного довольствия. В итоге получится, что ряд функций, которые выполняют срочники, можно будет выполнить лишь большим числом контрактников. Такой вот курьез.

Принято считать, что в силу более высокого уровня подготовки меньшим числом контрактников можно заместить большее число срочников. Практика этого не подтверждает. Расчеты того, насколько контрактник эффективнее срочника, спекулятивные и не основаны на фактах. Кроме того, в военном деле количество так же важно, как и качество.

В европейских армиях отмечались случаи отказов военнослужащих от участия в боевых миссиях. Мотивировка: там опасно. Увольняться из армии «отказники» тоже не хотели, так как там хорошо платят. В итоге сегодня потенциал ряда европейских армий не соответствует цене, которую платят налогоплательщики. Получилось, что контрактная армия – игрушка дорогая и малополезная.

Разговоры о контрактной армии в Беларуси уводят внимание общества в сторону от главного — реформы Минобороны, с тем, чтобы поставить ведомство под гражданский контроль и сделать прозрачным и понятным для налогоплательщиков. А военную службу — безопасной для тех, кто ее несет и реально решает задачи национальной обороны.

Зиссер: «Понимаю, что наши военные жутко обидятся на меня»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.5(59)