В Китае, конечно, у власти коммунисты, но это не «чистые» коммунисты, это коммунисты-бухгалтера. Их партбилет лежит глубоко в кармане, а калькулятор — вот он, перед глазами. Свой очень четкий интерес они в состоянии просчитать и реализовать.
Поротников: Бывшие социалистические страны оказались шеей, которая крутила головой «коллективного Запада»
Эксперт по безопасности — о важных уроках 2022 года.
Война в Украине показала на ошибки в оценках Запада, Пекин не пошел на конфронтацию с Западом и не «вписался» за Путина, а Беларуси для возврата в международную политику придется-таки учитывать мнение соседей, а не только главного союзника.
Руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников поделился главными выводами из событий прошлого года.
— На Западе, особенно в США, до войны было распространено опасение: мол, если слишком сильно давить на Кремль из-за Украины, то Россия развернется в сторону Китая и сформирует с ним союз, усилив Пекин, который и является основным соперником США. Война показала, что это предположение было ошибочным, — говорит аналитик. — Мы привыкли считать, что в России — идеологический режим, в Китае — коммунисты, потому они тоже идеологически мотивированы, не любят Запад и могут объединиться друг с другом на антизападной почве.
Но вот на практике ситуация вышла обратной: это США и Европа оказались идеологически мотивированными, вместе с Россией. А Китай — очень рационален, и действует он очень расчетливо.
Андрей Поротников напоминает: после введения западных санкций против РФ было много разговоров о возможностях их обхода через Китай. Но спустя почти год нет свидетельств того, чтобы китайское правительство на государственном уровне содействовало обходу западных ограничений — напротив, «Китай очень аккуратно выполняет все западные и особенно американские санкции в отношении РФ».
— С чем это связано? Дело в том, что Китай — это экспортоориентированная экономика, и превышение экспорта над импортом достигает сотен миллиардов долларов каждый год, от $370 до более $600 миллиардов долларов. И 90% этого профицита образуется за счет экспорта в США и страны Западной Европы, — говорит эксперт. — То есть, китайцы не соперничают с Западом, а зарабатывают на Западе и направляют эти деньги для решения своих внутренних проблем.
Таким образом, Китай на практике продемонстрировал, что может не соглашаться с Западом на уровне политических заявлений, но не будет предпринимать никаких шагов, которые могли бы привести к краху Запада — ведь это будет означать взрыв внутри самого Китая. И дальше эта страна будет действовать, опираясь на свои экономические интересы.
Более того, в текущей ситуации поражение России, скорее, даже в интересах Китая. Оказавшись изолированной со стороны Запада, РФ попадает в серьезную технологическую и экономическую зависимость от Пекина, и, соответственно, станет новым дополнительным источником экономических возможностей для КНР.
Вторым важным уроком прошлого года, по мнению Андрея Поротникова, стала высокая эффективность внешней политики центральноевропейских стран ЕС и НАТО — Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Румынии:
— Мы привыкли считать эти страны маленькими, мало на что влияющими, поэтому часто можно было услышать и в Беларуси, и в России, что главное — договориться с Берлином, Парижем, Брюсселем, Вашингтоном, после чего Варшава, Вильнюс или Прага «возьмут под козырек» и будут исполнять то, что решат «взрослые».
Оказалось — нет. Эти страны в состоянии продвигать свое видение ситуации и свои правила игры для всего Запада. В 2022 году бывшие социалистические страны оказались той самой шеей, которая крутила головой «коллективного Запада».
Например, напоминает эксперт по безопасности, еще в самом начале войны и Варшава, и Вильнюс активно выступили за передачу Украине тяжелой бронетехники, а Польша одной из первых поставила танки (в общем больше 250 единиц), вынуждая и Германию поторопиться с принятием аналогичного решения.
— В какой-то момент бывшим соцстранам удалось проломить эту стену «старого Запада». Сейчас уже практически решен вопрос о передаче танков, поступили на вооружение зенитно-ракетные комплексы, в том числе Украина получит минимум два ЗРК Patriot. Еще в начале декабря немцы ответили категорическим отказом, а 6 января сообщили, что в ближайшее время передадут Patriot’ы Киеву.
И это очень интересный урок, который демонстрирует необходимость серьезно воспринимать все страны Запада, а не только крупные.
Мы увидели в 2022 году, что внешняя политика бывших соцстран внутри западных альянсов позволяет продвигать их позиции, а кое-где, пожалуй, даже навязывать их более крупным партнерам по ЕС и НАТО.
Любое улучшение отношений Беларуси с Западом, России с Западом, делает вывод аналитик, невозможно без улучшения отношений с соседними постсоциалистическими странами-членами ЕС и НАТО:
— Маловероятно, что удастся действовать через голову Варшавы, Вильнюса, Риги сразу напрямую с Берлином. Чтобы наладить отношения с Германией или Францией, сначала придется налаживать их с Литвой и Польшей.
Рассуждая о перспективах послевоенного устройства Европы, Андрей Поротников подчеркивает, что рано или поздно возникнет вопрос об организации новой системы региональной безопасности. А она вполне может возникнуть без России.
Сейчас очень активно со стороны польских и балтийских экспертов продвигается идея о том, что система безопасности должна заключаться в том, чтобы оградиться от России — изолировать ее, исключить из Европы. Мол, если русские хотят развернуться на Восток — то пускай разворачиваются и «давай, до свидания», а все европейские вопросы будут решаться НАТО, Турцией, странами Западных Балкан, Молдовой, Украиной, плюс странами Южного Кавказа. Для России места в послевоенной Европе может не оказаться.
Читайте еще
Избранное