Политзаключенные не выйдут по амнистии. Остается только помилование?
Большинство политзаключенных не смогут выйти раньше на свободу по амнистии — это вытекает из законопроекта, который поступил к «народным избранникам».
Генпрокурор Андрей Швед уточнил, что такие заключенные смогут «выйти на свободу только в случае раскаяния и обращения к Лукашенко с прошением о помиловании». «Салiдарнасць» рассказывает, как устроена эта процедура в Беларуси.
Что такое помилование и кто может на него рассчитывать?
Помилование — это решение главы государства о полном или частичном освобождении осужденного от наказания либо о замене наказания на более мягкое (например, замена смертной казни на пожизненное заключение).
Подать заявление на помилование может уже осужденный человек, то есть суд по его делу состоялся, и приговор вступил в силу. Ходатайство осужденный подает лично, строгих ограничений, что должно быть в тексте, нет, образец есть в каждой колонии.
К ходатайству можно приложить личное поручительство, в котором родственники, коллеги по работе или общественной организации указывают, что готовы гарантировать, что осужденный будет придерживаться закона после освобождения.
Как правильно составить такое поручительство, нужно узнавать в МВД, там проверяют, заслуживают ли доверия поручители.
Администрация колонии принимает заявление — и это первый фильтр, где обращают внимание: погашен ли ущерб по уголовному делу, признает ли вину осужденный, раскаивается ли в содеянном. То есть эти вопросы должны быть раскрыты в ходатайстве. Считается, что у осужденного больше шансов, если его позиция не меняется: признавал вину в суде, признает и в ходатайстве на помилование. Однако на практике были и обратные случаи, когда просьбу заключенного в итоге удовлетворяли.
Также известны случаи, когда силовики уговаривают, иногда угрожают политзаключенным, чтобы те писали прошение о помиловании на имя Лукашенко.
О таких попытках заявляли бывшие политзаключенные Дарья Чульцова, Наталья Херше, Олег Груздилович.
Чульцова документ не подписала и полностью отбыла 2-летний срок. Херше заявление не подписала, но вышла на свободу раньше срока, благодаря содействию Швейцарии (имеет второе гражданство). Груздилович заявление подписал и был освобожден досрочно.
А если у заключенного есть нарушения?
Законопроект об амнистии-2022 составлен таким образом, что часть политзаключенных не могут рассчитывать на освобождение, потому что «политические» статьи внесли в исключение, а еще часть – потому что администрация колоний уже навешала на них нарушения, из-за которых они считаются злостными нарушителями режима, на которых амнистия не распространяется.
А что же с помилованием?
Когда осужденный подает ходатайство, администрация колонии готовит на него характеристику, в которой будут указаны все взыскания. В теории, чем меньше к человеку вопросов, тем больше шансов, что он заслуживает доверия. На практике же были случаи, что злостные нарушители были помилованы – тот же журналист Олег Груздилович, который успел неоднократно побывать в ШИЗО.
Среди фигурантов дела «Плошча-2010» были те, кто подписал прошение о помиловании, и вышли на свободу раньше, а были те, кто отказался это сделать, но тоже были освобождены.
Кто рассматривает ходатайство и можно ли присутствовать на заседании?
После того, как ходатайство рассмотрели в исправительном учреждении и подготовили характеристику, пакет с документами, включая приговор, материалы уголовного дела, направляют в Минск. Здесь – не менее чем раз в квартал – заседает комиссия по помилованию. В ее состав входят руководители либо их заместители ключевых силовых структур, Верховного и Конституционного суда, адвокатуры, Администрации президента, депутаты, представители научного сообщества.
При рассмотрении ходатайства учитывается характер и тяжесть преступления, личность осужденного, его поведение и отношение к работе в колонии, участии в общественной жизни колонии, срок отбытого наказания, возмещение ущерба или уплата преступного дохода. Теоретически, в исключительных случаях, помиловать могут даже опасного рецидивиста.
Особое положение занимают приговоренные к расстрелу. Если осужденный к исключительной мере наказания заявляет, что не хочет обращаться с таким ходатайством, его дело все равно рассмотрит комиссия. Исполнение приговора будет отсрочено до момента, пока не будет принято решение. О решении осужденным сообщают непосредственно перед расстрелом. Это и является отправной точкой к исполнению приговора.
Осужденный, его родственники и адвокат не могут присутствовать на заседании комиссии по помилованию, это не предусмотрено законом. В теории, на заседание могут пригласить представителей общественных организаций или СМИ. На практике же о таких случаях неизвестно, так что можно сказать, что комиссия работает негласно.
Решение комиссии носит только рекомендательный характер, последнее слово – за Лукашенко.
Сколько будут рассматривать заявление и как узнать решение?
Никаких ограничивающих сроков у комиссии нет. Ответ может поступить через месяц, три месяца и даже через год. Все это время осужденный находится в полном неведении, администрация исправительного учреждения сообщает ему лишь об отправке документов на комиссию в Минск.
Адвокат политзаключенной Софьи Сапеги в начале сентября сообщил: в колонии, где девушка отбывает наказание, состоялось заседание, где ей дали положительную характеристику, и документы направили в Минск. Защитник рассчитывал, что прошение Софьи рассмотрят в последнем квартале, то есть до конца 2022 года.
О решении Лукашенко осужденным сообщает администрация колонии. Если ответ положительный, готовятся документы на освобождение. Если отрицательный, человек продолжает отбывать наказание.
За подачу ходатайства о помиловании не нужно платить пошлину, многие заключенные даже не обращаются к адвокатам, а самостоятельно, исходя из образца, составляют заявление. Образец есть и на сайте адвокатуры.
Если Лукашенко отказал в помиловании, можно это обжаловать?
По закону, процедуры обжалования решения о помиловании нет. Но можно повторно подавать ходатайство о помиловании хоть на протяжении всего срока наказания: для осужденных на тяжкие и особо тяжкие преступления – через год после отказа, по остальным преступлениям – через полгода.
Какая статистика по помилованию в Беларуси?
Данные о том, сколько в Беларуси было помиловано осужденных, никогда не разглашалась. Глава комиссии Ольга Чуприс рассказывала в интервью «Беларусь 1», что в 2021 году ко Дню народного единства Лукашенко одобрил 13 человек из списка на сто человек.
Есть обрывистые сведения о приговоренных к смертной казни: по подсчетам правозащитников, известно о трех заключенных, которые в итоге получили тюремные сроки.
Самые громкие дела о помиловании касаются чиновников и бизнесменов, которых судили за коррупцию. Некоторые из них, чтобы загладить вину, были направлены на работу в убыточные колхозы.
Читайте еще
Избранное