Политолог: «Кремль хочет протащить огромного верблюда в игольное ушко»
Сценарии и последствия ультиматума российских властей Западу.
Российский политолог Александр Морозов рассказал, к чему могут привести январские переговоры России с НАТО. Обернется ли поставленный ультиматум о гарантиях нерасширения Альянса за счет постсоветских стран полномасштабной войной в Украине или сторонам удастся договориться?
— Кремль хочет протащить огромного верблюда в игольное ушко, — считает эксперт iSANS, научный сотрудник Академического центра Бориса Немцова по изучению России при Карловом университете Александр Морозов на канале SENS. — Предложение о том, чтобы коллективный Запад дал некие гарантии нерасширения НАТО — нереализуемое.
Александр Морозов. Фото из Фейсбука
А если так, что может последовать в ходе начавшихся переговоров?
— Совершенно очевидно, что определенный диалог не только большие европейские страны — Франция, Германия — но и малые, хотели бы сохранять с Россией. Потому что диалог — это все-таки некоторая гарантия безопасности, возможность снизить эскалацию в отношениях, — отмечает политолог.
Он напоминает, что Кремль потребовал гарантий только из-за Украины.
— Вспомним: всего-навсего 1,5 года назад, в середине 2020-го года, шли прекрасные переговоры в норманнском формате, они закончились подписанием соглашения о прекращении огня, и дипломатия Киева вместе с дипломатией Германии и Франции активно готовила дорожные карты для урегулирования в Донбассе.
Однако в начале 2021 года Кремль в резкой форме не согласился с этими дорожными картами и прервал коммуникации по этому вопросу. И весь год оказался годом, когда переговоры замерли, развалились.
— В этой ситуации Киев и президент Зеленский стали активно готовиться к возможным последствиям прекращения норманнского формата. Все это к концу года и вызвало реакцию Кремля: он стал беспокоиться, чем закончится перевооружение Украины, каковы дальнейшие перспективы кооперации Украины с НАТО… На этом фоне Путин потребовал гарантий, — отмечает Александр Морозов.
Однако, по его мнению, ни США, ни НАТО, ни тем более Евросоюз не могут таковых дать.
— Соединенные штаты предложили диалог на определенные темы по безопасности: кибербезопасность; возможное разведение самолетов и кораблей, чтобы избежать инцидентов с тяжелыми последствиями; сокращение военных учений вдоль границ, так, чтобы не создавать дополнительной тревоги для государств региона. НАТО предлагает Кремлю вернуться к сотрудничеству, которое шло в рамках Совета Россия-НАТО. Евросоюз, со своей стороны, тоже выступает за восстановление диалога. Но Путин очень ясно заявил, что не собирается говорить по этим пунктам.
В этой связи, считает аналитик, впереди два сценария.
Первый: Кремль хлопнет дверью, заявит, что не получает того, что хотел, и прекращает переговоры. Дальше будет эскалация — и только. Тогда его изоляция усилится, а перспективы адских санкций в его отношении резко возрастут. Возможно, это будет подталкивать какую-то часть московской элиты к тому, чтобы поменять курс.
Второй сценарий: Кремль согласится на то, чтобы дальше участвовать в долгих, достаточно бессодержательных, но, тем не менее, небезнадежных консультациях по поводу конкретных мер безопасности.
— В этом случае есть надежда, что если не в этом году, то в перспективе, по отдельным позициям, конфликт снизит градус. Рутинные переговоры хороши для всех стран Восточной Европы — в такой ситуации Путин не сможет продолжать военные угрозы и перемещать войска на границе с Украиной. Впрочем, предсказать последствия и того, и другого сценария сейчас достаточно трудно, — заключает Александр Морозов.
Читайте еще
Избранное