Филин

Юлия Кот

«Поле не выжжено»

Эксперты рассчитали индекс устойчивости организаций гражданского общества Беларуси. Есть две новости.

Беларусские власти «зачищают» гражданского сообщества, и во многом это удается. Но поле не выжжено, и активисты внутри и вне страны продолжают работу.

Индекс устойчивости ОГО (CSO Sustainability Index) — аналитический инструмент, позволяющий оценить уровень развития гражданского общества по семи ключевым параметрам: правовая среда, организационный потенциал, финансовая устойчивость, адвокатирование, оказание услуг, инфраструктура сектора и общественный имидж. Для Беларуси эти оценки выставлялись уже в 24-й раз.

Но если раньше нам было, с кем себя сравнивать — прежде индекс, разработанный USAID, замерялся в 74 странах мира, — то постепенно их количество сокращалось, и на сегодня практически все прекратили это делать. Однако беларусские эксперты продолжили работу, и это позволяет проследить ситуацию в динамике, становится ли «пациенту» хуже или лучше.

Филин побывал на презентации Индекса устойчивости ОГО за 2023 год, составленного беларусской некоммерческой организацией CSO Fusion и международной НКО по развитию человеческого потенциала FHI360, и рассказывает подробности.

Если коротко, то за 2023 год общая оценка осталась на том же уровне, что и год назад — 6,0. С учетом того, что в Индексе наивысший балл 1, а самый низкий — 7, мы почти на дне. (При этом оценивались как зарегистрированные, так и незарегистрированные общественные организации, но не учитывались так называемые ГОНГО — якобы неправительственные структуры, «маскирующиеся» под гражданское общество, но на самом деле работающие в интересах государство).

Впрочем, это не то чтобы новость — как отметила директорка CSO Fusion Мария Ландо, в Беларуси общественные организации никогда не могли похвастаться особым благополучием, и с 2000 года ни разу не было баллов лучше 5.

Если разбираться более детально, то в некоторых аспектах ситуация изменилась: ухудшилась оценка адвокатирования и общественного имиджа, а правовая среда внутри Беларуси и так была на самом низком уровне устойчивости.

— Такая же оценка, как в последние два года, была в 2007-2008 годах, — отмечает Мария Ландо. — Но не стоит судить только по цифрам, ситуация в этих периодах была разной. И если вспомнить атмосферу 2023 года, сектор НГО развивался в условиях все тех же массовых репрессий, кризиса в сфере прав человека, продолжения военной агрессии России, которую поддерживает беларусский режим, против Украины.

Также продолжилась и массовая ликвидация общественных организаций — на конец 2023-го сектор потерял 1509 общественных организаций, за год было ликвидировано властями 203 структуры, еще 133 решили закрыться сами.

Стало больше давления не только на активистов гражданского общества, но и на их родных, отмечают аналитики. Более 100 представителей ОГО находились в 2023 году в неволе, многие из них получили «драконовские» сроки, как Павел Белоус, Алесь Беляцкий, Валерия Костюгова, Татьяна Кузина.

Уничтожая инакомыслие, параллельно беларусские власти пытаются воссоздать «правильное», удобное для себя гражданское общество и общественные организации. В прошлом году был принят новый закон «Об основах гражданского общества», который дал «право на взаимодействие с госорганами в особых формах» 5 структурам: БРСМ, провластным Федерации профсоюзов и Союзу женщин, «Белой Руси» и общественному объединению ветеранов.

У тех НГО, кто все еще продолжает работу в стране, немало проблем с финансовой устойчивостью, взаимодействием со своей целевой аудиторией, поскольку люди боятся контактов с потенциальными «экстремистами», — и, конечно, с планами и перспективами.

Но есть и однозначно хорошая новость. И она в том, что, как бы ни старались беларусские власти «зачистить» гражданское общество и дискредитировать НГО, это сделать не удается.

Часть из них все еще зарегистрированы и работают легально. Отдельные активисты работают над решением проблем на местном уровне, немало работы идет анонимно, «без лица», практически в подпольном режиме (поскольку открыто это делать зачастую опасно: в Беларуси несколько лет назад вернули уголовную ответственность за деятельность от лица незарегистрированной организации).

Кроме того, отметили эксперты, многие общественные организации, которые были ликвидированы в Беларуси, возобновили свою работу за пределами страны — и несмотря на свои определенные сложности, делают многое для адвокатирования интересов беларусов на международном уровне. А чтобы не терять связь со своими целевыми группами внутри страны, уделяют больше внимание оценке их потребностей, используют цифровые платформы.

И это значит, несмотря на стабильно плохие показатели Индекса устойчивости ОГО, беларусское гражданское общество живо, адоптируется к новым вызовам и сложным условиям и не планирует распадаться обратно на атомы, как бы того ни хотелось властям.