Комментарии
Валерий Панюшкин, ”Ведомости”

«Подавляющее большинство телезрителей потому и смотрят телевизор, что никогда не держали в руках книг иначе как в туалете»

Обвинения в экстремизме, которые предъявила прокуратура телеканалу «2×2» за мультик «Южный парк», вероятнее всего, имеют какую-нибудь экономическую подоплеку вроде грядущего спора хозяйствующих субъектов. И это нас не интересует.

Нас интересует то, что прокуратура не понимает шуток, не воспринимает иронию. Совсем, напрочь, ни разу, как принято говорить в блогах.

А мультфильм «Южный парк» действительно ироничный, если не сказать саркастичный, злой, беспощадный (придумайте какие хотите эпитеты из этой серии). Это взгляд на жизнь городка глазами ребенка. Окружающей детей взрослой жизни дети задают простые и обезоруживающие в своей простоте вопросы. Например, проходя мимо церкви, они спрашивают, ходит ли Бог в туалет.

Если человек, предположим, просто ненавидит Бога и является, например, сатанистом, то он не станет по поводу Бога иронизировать, а станет Его хулить

В ответ на этот вопрос проще всего, конечно, кричать, что нельзя богохульствовать, нельзя оскорблять чувства верующих, нельзя вообще поминать Бога всуе, однако же из всех этих выкриков все равно не понятно, ходит ли Бог в туалет.

Работники прокуратуры не знают, конечно, но, кроме картины про мишек в сосновом бору и кроме книги про то, как закалялась сталь, существует еще множество произведений искусства, и некоторые из них допускают иронию и сарказм даже и по отношению к святыням. Аристофан, знаете ли, иронизирует над защитниками отечества. Данте позволяет себе едко отзываться о церкви (католической, но Данте, кто не знает, был католиком). И еще Данте, страшно подумать, говорит едкие гадости о родном городе. В Москве бы его засудили, как, впрочем, засудили и во Флоренции. Пушкин, уважаемые господа прокурорские, написал «Гавриилиаду», а теперь ему стоит памятник на Тверской.

Видите ли, механизм иронии довольно сложен. Если человек, предположим, просто ненавидит Бога и является, например, сатанистом, то он не станет по поводу Бога иронизировать, а станет Его хулить со звериной серьезностью. Чтобы возникла ирония по отношению к Богу, необходимо сначала презюмировать, что Бог существует, что Он велик и благ и все такое, потому что если не презюмировать веры, то тогда ирония не будет смешной.

Не понимают этого только талибы, «ученики», требующие чистоты веры со всею истовостью неофита. Ни одному серьезному исламскому богослову не пришло в голову говорить или думать, будто древние каменные Будды в Афганистане как-то там могли повредить Аллаху. Подобные мысли приходят в голову только туповатому фанатику, не знающему сомнений, неминуемо сопровождающих веру, если она глубока и осмысленна и развита чтением хоть каких-нибудь книг.

Согласитесь, антисемитские лозунги иронически произносят только евреи. Настоящие антисемиты произносят их абсолютно всерьез. Иронизировать над кокетством любимой может только влюбленный и уверенный во взаимности человек. И так далее. У иронии сложный механизм, я же говорю.

Другое дело, что телевидение обращается к широчайшей аудитории. Подавляющее большинство телезрителей потому и смотрят телевизор, что никогда не держали в руках книг иначе как в туалете, про который не известно, ходит ли туда Бог.

Тупая прямолинейность, с которой прокуратура нападает на мультик «Южный парк», справедлива в том смысле, что большинство телезрителей смотрят этот мультик с тою же тупой прямолинейностью в мозгу.

Ирония — штука интеллектуальная. Она — побочный продукт деятельности вечно сомневающегося разума. Надо признать, если у верующих (или у прокурорских) нет разума, то ирония по поводу Бога действительно может оскорбить их чувства.

Пусть только они скажут честно, что чувства у них есть, а разума — нету.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)