Политика
Кирилл Букин

Почему Зайцева поменяли на Мальцева?

Отставка председателя КГБ Беларуси напоминает спецоперацию.

9 ноября, казалось, ничто не предвещало бури. Последний рабочий день недели уже тихо заканчивался, когда информационное пространство взорвала новость об освобождении от должности руководителя госбезопасности Вадима Зайцева.

На данный момент в СМИ уже появился чуть ли не десяток версий причин, побудивших Александра Лукашенко снять председателя КГБ. Впрочем, большинство из них выглядит, скажем так, фантазиями на заданную тему.

В официальной информации на этот счет можно выделить несколько моментов.

По итогам совещания Государственный секретарь Совета Безопасности Беларуси Леонид Мальцев отметил, что в своих выступлениях Генеральный прокурор и Председатель Следственного комитета поставили ряд вопросов. В частности, они касались последних событий, связанных с Комитетом государственной безопасности. «Всем известно о самоубийстве подполковника КГБ Александра Казака. Есть и ряд других вопросов, которые требуют тщательного расследования», – заявил Леонид Мальцев.

«В этой связи Президент принял решение освободить генерал-лейтенанта Вадима Зайцева от должности Председателя Комитета государственной безопасности и зачислить его в распоряжение Председателя КГБ», – сообщил Госсекретарь Совбеза.

Как сообщает интернет-газета naviny.by , «начальник Минского межрайотдела УКГБ по Минску и Минской области 47-летний Александр Казак застрелился (или был убит) 10 октября в лесу возле кооператива индивидуальных застройщиков «Пейзаж» в районе Ждановичей. Похоронен в деревне Тарасово… По неподтвержденной информации, Александр Казак отвечал за экономическое направление, жил в двухуровневой квартире в элитном микрорайоне за Национальной библиотекой и имел коттедж в Боровлянах стоимостью 1,5 млн. долларов. В КГБ эту информацию о подполковнике Казаке назвали «очередным лживым провокационным вбросом»…»

По сведениям интернет-газеты Naviny.by, сотрудники КГБ в расследовании этого ЧП участия не принимали: для этого распоряжением Александра Лукашенко была создана специальная комиссия из сотрудников Совета безопасности, Оперативно-аналитического центра, Службы безопасности президента и Генеральной прокуратуры. «Предположительно, еще до загадочной гибели подполковника у одной из спецслужб имелся, скажем так, некий оперативный материал, свидетельствующий о том, что в КГБ не все в порядке. Очевидно, что в результате проверки сей материал увеличился в объеме», – заключает издание.

Разумеется, в наших реалиях самоубийство подчиненного не может быть причиной и даже поводом для отставки силового министра. Достаточно упомянуть, что Вадим Зайцев сохранил свою должность даже после теракта в метро, повлекшего гибель 15 человек. Так что, истинные мотивы решения Александра Лукашенко остались за кадром. Впрочем, обращает на себя внимание следующая цитата из официального сообщения:

Александр Лукашенко особо указал на то, что в коллективе органов госбезопасности не должно быть «солдафонства» в негативном понимании этого слова: «Это неприемлемо и недопустимо так же, как нервозность, не дай бог, запугивание, устраняющее творческое отношение к делу и порождающее пассивность и безразличие у сотрудников. Это важно не только для КГБ, но и для любого воинского коллектива».

Что имелось ввиду, можно только догадываться. В любом случае, стиль руководства Вадима Зайцева сформировался не вчера, И вряд ли Александру Лукашенко стоит пенять на то, что руководители самых разных органов копируют его манеры. Однако по каким-то причинам глава государства решил «особо указать» на эту проблему.

«Исполнять обязанности Председателя КГБ поручено мне. Но это не значит, что Вадим Зайцев после завершения расследования не может вернуться на эту должность. Если расследование покажет компетентность его и других должностных лиц, то вне всяких сомнений он будет возвращен на эту должность. Это сделано для того, чтобы расследование было проведено максимально объективно, – уточнил Леонид Мальцев. – Расследование поручено проводить Генеральному прокурору. Также к этой работе будет подключен Следственный комитет».

Опять же довольно странный для наших реалий посыл. Если воспринимать сказанное Мальцевым за чистую монету, то, получается, что Лукашенко освободил Зайцева от занимаемой должности, не имея на то 100%-ных оснований. Разумеется, вероятность того, что «расследование покажет компетентность» уволенного шефа госбезопасности стремится к нулю. И всё же с формальной точки зрения получается, что причиной отставки Зайцева стали лишь некие подозрения.

Для того, чтобы снять человека, считавшегося одним из приближенных Виктора Лукашенко, нужны куда более веские основания. Впрочем, это уже не первая за последнее время отставка соратников старшего сына главы государства: тремя месяцами ранее за «плюшевый десант» был уволен руководитель погранвойск Игорь Рачковский. Впрочем, сейчас уже высказывается предположение, что именно он станет новым председателем КГБ. Ведь недавно его де-факто реабилитировал Александр Лукашенко, заявивший, что «такими кадрами бросаться нельзя».

Обращают на себя внимание некоторые детали, указывающие на то, что отставка главного чекиста страны напоминала спецоперацию. Опять же в официальном сообщении ненавязчиво указывается, что совещание «по некоторым вопросам деятельности органов системы обеспечения национальной безопасности» носило плановый характер. Однако почему-то это мероприятие не анонсировалось даже за несколько часов до его начала, как это обычно бывает.

Еще более удивительным выглядит назначение исполняющим обязанности председателя КГБ Леонида Мальцева, никогда в органах госбезопасности не служившего. Одно из возможных объяснений заключается в том, что отставка Вадима Зайцева готовилась в столь глубокой тайне, что кандидатуры преемников даже не обсуждались, чтобы информация, не дай Бог, не просочилась к увольняемому.

Именно поэтому Комитет возглавила откровенно временная фигура. А кастинг на нового руководителя начался уже после официального объявления об освобождении Зайцева от занимаемой должности.

Впрочем, кто бы ни стал очередным руководителем госбезопасности, основная проблема этой структуры решена не будет. Первоочередной задачей КГБ давно стал политический сыск, что в корне неправильно. Зайцеву припоминают репрессии в отношении оппозиционеров, в частности, после 19 декабря 2010 года. Однако нет оснований полагать, что его преемник будет вести себя иначе. Потому что дело не в персоне, а в системе, менять которую Александр Лукашенко не собирается.