Комментарии
Михаил Брошин

Почему встреча Путина и Лукашенко оставила странное послевкусие

Итоги визита российского президента Владимира Путина в Минск на Форум регионов выглядят, мягко говоря, неочевидными. Попробуем разобраться.

Сначала обратимся к официальным источникам. Сайт Кремля посвятил этому судьбоносному событию аж три материала. Однако привычного рапорта о результатах (заключены контракты, подписаны соглашения и т.д. и т.п.) нет ни в одном из них. Приводятся лишь тексты выступлений Владимира Путина и Александра Лукашенко да детали посещения выставки «Белагро». Там президенту РФ рассказали об особенностях тракторов «Белорус», показали передвижной фельдшерско-акушерский пункт и вручили вышиванку. Всё.

Идем на сайт руководителя Беларуси. Судя по всему, Александру Лукашенко тоже хвастаться нечем. Заключительный абзац соответствующего сообщения выглядит так:

«Глава белорусского государства отметил готовность в ходе встречи обсудить наиболее злободневные вопросы двусторонних отношений. «Закрытых тем ни у нас, ни у России нет. Уверен, что по всем проблемам мы сможем найти решения в духе наших союзнических отношений», – резюмировал белорусский лидер. Точка. И продолжения не последовало.

В арии московского гостя прозвучал прозрачный намек на реэкспорт через Беларусь продуктов питания из стран, против которых Россия ввела санкции. Вместо ответа по существу Александр Лукашенко отшутился, сообщив, что Владимир Путин готов финансировать выращивание бананов в нашей стране. Кремлевскому пресс-секретарю Дмитрию Пескову пришлось опровергать наличие у своего шефа столь экзотических помыслов.

Интересующая белорусская сторону тема сиськи (российской газовой) тоже осталась не раскрытой. Лукашенко и Путин, обсудив цену на «голубое топливо», приняли волевое решение... «продолжить контакты» и «достаточно жестко указали своим подчиненным министрам на необходимость урегулировать это на рабочем уровне, не вынося подобные технические разногласия на высший уровень». Иначе говоря, добиться задним числом скидки на уже потребленный газ официальному Минску на этой неделе не удалось.

Решение «спустить на уровень министерств» газовый вопрос выглядит довольно неоднозначным. С точки зрения «Газпрома», недоплата Беларуси уже составляет более 200 миллионов долларов, и концерн готов судиться с братской страной из-за этих «жалких копеек».

В свою очередь, руководство нашего государства считает, что в свете мировой конъюнктуры нынешняя цена на газ должна быть существенно ниже. Перетягиванием каната стороны занимаются уже несколько месяцев без видимого эффекта. Казалось бы, самое время подключиться главам государств и разрубить сей гордиев узел. Но нет: они предпочли потратить время на посещение сельскохозяйственной выставки.

При этом источники «Коммерсанта» в российском правительстве утверждают, что текущий конфликт «в силу принципиального характера» возможно разрешить только на уровне первых лиц. «Тут компромисса быть не может, белорусы, по сути, не исполняют контракт, поэтому нужно политическое решение»,— сказал один из собеседников издания.

То, что в этой ситуации Лукашенко и Путин уклонились от каких-либо решительных действий или хотя бы заявлений, оставляет странное послевкусие. Значит, Минску и Москве пока не удается не только достичь договоренности, но и заметно сблизить позиции.

Возвращаясь к сайту президента Беларуси, стоит отметить, что наиболее содержательной частью отчета о визите российского руководителя стал следующий абзац:

«Александр Лукашенко констатировал, что сторонам пока не удалось переломить негативную динамику товарооборота. Так, объем взаимной торговли за январь-апрель 2016 года составил $ 7,6 млрд, снизившись к уровню аналогичного периода 2015 года почти на 12%. Экспорт Беларуси в Россию достиг почти $ 3 млрд, сократившись к соответствующему периоду прошлого года примерно на 6%. Импорт из России составил более $ 4,5 млрд и снизился на 15%».

Звучит весьма траурно с учетом того, какие надежды возлагались на Евразийский экономический союз. А попытка главы Беларуси разбавить бочку дёгтя ложкой мёда забавляет не меньше, чем шутка с бананами.

«Но, что отрадно, благодаря нашим скоординированным усилиям в преодолении последствий экономической нестабильности в мире темпы падения товарооборота значительно замедлились. Если по итогам четырех месяцев прошлого года взаимный товарооборот упал на 30%, то в этом году снижение составило около 12%, — сказал Александр Лукашенко. — Надеюсь, что в ходе совместной работы мы сможем отыскать резервы для закрепления положительной тенденции».

То есть падение с меньшей скоростью, чем в прошлом году, выдается за достижение. Вероятно потому, что других успехов вообще нет.

Примерно аналогичная ситуация с союзным государством Беларуси и России. Когда в отчете о проделанной работе упоминаются три стройотряда, рост количества пациентов и ширящееся совместное российско-белорусское купание граждан, значит, говорить больше не о чем.

И главное: депрессивные результаты интеграции не особо стараются замаскировать. Участники процесса уже не пытаются ни пойти на реальное слияние, ни имитировать экстаз. Встретились, поговорили, предъявили друг другу претензии в разной форме, разошлись.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)