Политика
Анастасия Зеленкова

Почему в Беларуси опасно править больше 20 лет

Они правили нашей страной 20 и более лет, кто-то оставил свой след в истории, кто-то просто наследил. «Салідарнасць» подсчитала, сколько в среднем правители Беларуси находились на своих постах и какая участь постигла того, кто засиделся там более 20-ти лет.

24 ноября 1996 года по результатам референдума о принятии поправок в Конституцию отсчёт 5-летнего срока президентства Александра Лукашенко начат заново, а сам он получил бо́льшие полномочия. Этот день стал своеобразной отправной точкой в длинном пути Александра Лукашенко во главе белорусского государства. Но что в итоге принесет желаемая власть и чем закончится этот путь? 

История Беларуси знает немало примеров долгого правления. За 10 веков на наших землях сменилось множество князей, королей, председателей и первых секретарей. Кто-то не продержался у руля и месяца, кто-то правил нашей страной почти 60 лет. Так кто же они – долгожители правящей верхушки и к чему в итоге привело их столь длительное нахождение у власти?

Засиделся

Заметим, что почти 19-летнее правление Александра Лукашенко уже превысило средний показатель. Столько на наших землях правили, пожалуй, лишь князья Великого княжества Литовского. В среднем же — начиная от князей Полоцких и Турово-Пинских и заканчивая председателями Верховного Совета, — срок нахождения у власти равен 12 годам.

Меньше всего довелось руководить Беларусью в XX веке. Средняя продолжительность нахождения во главе нашей страны всего 2,5 года (кроме Лукашенко).

Полоцкие и Турово-Пинские князья правили около 10,5 лет, короли Речи Посполитой — 16,5 лет. 

Так что, как ни крути, а нынешний президент – долгожитель на своем посту. Но он такой, конечно, не один.

Убийцы и изгои 

Дела давно минувших дней — времена правления Полоцких и Турово-Пинских князей — время неспокойное. На престоле, как правило, задерживаются недолго. Согласно летописным и другие источникам, лишь единицам из более чем 50-ти правящих особ того времени удается преодолеть 10-летний рубеж. С десяток наберется тех, кто достиг 20-ти лет. Судьба их и последние годы, увы, весьма трагичны.

К примеру, правивший в Полоцке в начале XII века Рогволод-Борис Всеславич ушел в свет иной, как утверждают историки, «не без помощи своих врагов».

Его брат Давыд, также засидевшийся на престоле чуть более 25 лет, умер в изгнании в Византии. Полочане сами выгнали от себя Давыда, которого Великий князь Киевский Мстислав отправил через два года в заточение в Константинополь.

«Неожиданно умер» Владимир Полоцкий, правивший на рубеже X-XI веков почти 30 лет. Во время одного из походов ливонских рыцарей был убит полоцкий князь Воин, отметившийся 29-летним правлением. Князь Андрей Ольгердович, старший сын великого князя литовского Ольгерда, занимал в общей сложности полоцкий престол более 40 лет и погиб в битве с татарами на реке Варскле.

Показательна и история туровского князя (а позже и правителя Киевской Руси) Святополка Владимировича, прозванного в народе Окаянным. Будучи, пожалуй, одним из наиболее отрицательных персонажей средневековой истории, Святополк тем не менее продержался на туровском престоле около 27 лет. Это ему приписывают убийство его сводных братьев Бориса и Глеба.

Есть несколько версий того, как закончил свои дни Святополк Окаянный. Одни исследователи считают, что Святополк был убит варягами. Другие, что бежал к печенегам после битвы на Альте, и дальнейшая его судьба неизвестна. По рассказу же «Повести временных лет», братоубийца был наказан параличом и безумием, и умер во время бегства. В любом случае конец его был весьма трагичен.

Из «Слова о полку Игореве» можно узнать и о смерти князя Изяслава Ярославича — в битве на Нежатиной Ниве под Черниговом неприятельский всадник ударил его копьём в плечо.

Из всей этой череды правителей судьба смилостивилась, пожалуй, лишь к Всеславу Чародею. То ли действительно колдовские чары, которые приписывались князю, то ли просто везение, позволили ему продержаться на Полоцком престоле аж 57 лет и, как отмечают историки, умереть своей смертью.

Но любое исключение только подтверждает правило.

Неудачники и подкаблучники

Расцвет белорусской государственности – времена Великого княжества Литовского — тоже принесли немало бед на голову правящей верхушки. Один из наиболее известных правителей, ещё при жизни прозванный Великим, князь Витовт немало хлебнул горя за свое 38-летнее правление. Вспомнить хотя бы историю заключения в Кревском замке, куда его заманил двоюродный брат Ягайло, и откуда Витовту все же удалось бежать, переодевшись в женское платье. Всю свою жизнь Витовт стремился обеспечить суверенитет державе. Однако «внезапно умер» как раз на пороге осуществления давнишней своей мечты — получения королевской короны.

Ставшему через 10 лет у государственного руля Казимиру IV Ягеллону тоже пришлось несладко. Все годы 50-летнего правления его раздирали жуткие противоречия. Так вышло, что после гибели старшего брата короля польского Владислава III, Казимир был выбран в короли польские. Он долго не соглашался принять корону, но, видя, что поляки готовы избрать другого, уступил, тем самым невольно изменив интересам Литвы. Как бывший литовский князь, он не мог сразу стать врагом Литвы и её самостоятельности; как польский король, он должен был сделаться врагом её. Все это серьезно подорвало силы Казимира. По дороге, в Гродно, здоровье королевича окончательно ухудшилось, и 4 марта 1484 он скончался.

Следующим правящим «долгожителем» оказался Сигизмунд Старый, продержавшийся на троне 42 года и, на удивление, самостоятельно покинувший этот свет. И все бы хорошо, если бы не одно маленькое обстоятельство – жена. Слава о деяниях королевы Боны и сегодня простирается далеко за пределы. Конец царствования Сигизмунда был омрачен интригами и происками его жены, захватившей в свои руки власть, удалившей лучших государственных людей и расхищавшей королевское добро. Злоупотребления аристократии вызвали неудовольствие шляхты, проявлявшееся на многих сеймах и особенно сильно вспыхнувшее во время так называемой «петушиной войны».

Его сын Сигизмунд II Август правил почти вдвое меньше – 24 года, что тоже вполне достаточно для зачисления в «царственные долгожители». И, как уже водится, был глубоко несчастным. Сигизмунду хронически не везло с женами, которые одна за одной уходили в свет иной (кстати, не без помощи свекрови королевы Боны), оставив короля в итоге без наследника. О несчастной любви Сигизмунда и Барбары Радзивилл знает, пожалуй, каждый школьник, как и то, что именно на этом правящем монархе прекратился род Ягелонов.

Несчастливый в семейной жизни, отчаявшись оставить после себя законного наследника, король отдался распутной жизни и окружил себя колдуньями, надеясь, что они восстановят его разрушавшееся от невоздержанности здоровье. Так, транжиря казну и сокрушаясь о своей судьбе, он и умер в 1572 году. Как свидетельствуют хроники, в казне даже не нашлось денег, чтоб заплатить за похороны.

Ловеласы и предатели

Более снисходительно судьба обошлась с правящей верхушкой Речи Посполитой. Большинство из них ушли из жизни самостоятельно, хотя и им была уготовлена незавидная доля. Многочисленные войны, громкие отречения, предательства союзников и в итоге потеря государства – вот та цена, которую пришлось заплатить за долгие годы правления. 

Бесконечными войнами отметилось 45-летнее правление короля Речи Посполитой и вскорости короля Швеции Сигизмунда III Вазы. Его второй брак на дочери эрцгерцога штирийского Карла-Фердинанда Габсбурга Констанции спровоцировал гражданскую войну, когда часть польской и литовской элиты восстала против австрийского влияния. Правление Сигизмунда привело к длительной войне между Речью Посполитой и Швецией (1600-1660). А его вмешательство в дела России во времена «смуты» (Сигизмунд поддержал Лжедмитрия I) стало причиной новой войны между Речью Посполитой и Москвой.

Правда, надо отдать должное, именно Сигизмунду удалось осуществить давнишнюю мечту нынешнего руководства – приблизится к московскому престолу. В годы Смутного Времени Москва выбрала своим царем сына Сигизмунда III — Владислава, с условием, что тот примет православие. Но Сигизмунд запретил сыну (говорят, что он сам метил на московский трон) и тем сорвал сближение и возможно слияния в будущем Москвы и Речи Посполитой, которое могло изменить всю историю.

До самой своей смерти (король скончался 30 апреля 1632 г.) Сигизмунд Ваза был бесконечно несчастлив, чувствуя себя чужим в стране своей матери и борясь за возвращение в Швецию, положив на эту цель все свои средства и силы.

Пришедший через 15 лет Ян Казимир Ваза тоже нахлебался горя от бесконечных войн и вооруженных конфликтов. На годы его 20-летнего правления пришлось три войны, потрясших Речь Посполитую: восстание Хмельницкого, война с Россией 1654—1667 (одна из самых кровопролитных в белорусской истории) и польско-шведская война (1655—1660), названная «Шведский потоп», потому что почти вся Речь Посполитая была захвачена шведами. В итоге все закончилось тем, что в 1668 году король Ян Казимир отрёкся от польского трона.

Не повезло и Яну III Собескому, управлявшего государством 22 года. Его правление ознаменовалось затяжными войнами с Османской империей. Литовские магнаты в последние годы правления Собеского были озабочены не столько борьбой с турецкой угрозой, сколько выяснением отношений друг с другом. В надежде приобрести могущественного союзника в противостоянии османам Собеский пошёл в 1686 г. на заключение Вечного мира с Россией, потеряв тем самым Киев.

Последние же пять лет жизни Собеского были омрачены беспрестанными недугами и династическим раздором. Его старший сын не ладил с матерью и младшими братьями. Предчувствуя скорую смерть короля, каждый из сыновей надеялся зацепиться за престол благодаря поддержке той или иной иностранной державы. Жена Марысенька от имени супруга почти открыто торговала должностями. Все это значительно подорвало здоровье короля и приблизило его смерть в 1696 году.

Пришедший ему на смену курфюрст Саксонии Август II, чтобы занять польский престол, вынужден был поступиться верой, перейдя из протестантизма в католицизм, накликав гнев своих соотечественников. Да и в политической жизни король не отличался особой порядочностью. Все 22 года своего правления Август плел интриги и вел двойную игру между союзниками и противниками. За это он даже вынужден был отречься от польского престола в пользу Станислава Лещинского. Правда, позднее, не без помощи его союзника Петра I, возвратился на престол. В личной жизни Август тоже не отличался постоянством. Некоторые утверждают, что число его любовниц приближалось к 700, а количество детей зашкаливало за 300. Пользуясь военной ситуацией, Август тянул из своего российского союзника Петра огромные деньги на вооружение, которые без зазрения совести тратил на свои развлечения. Говорят, эта традиция сильна и по сей день.

Чем закончилось 30-летнее правление последнего короля польского и великого князя литовского Станислава Августа Понятовского, знает каждый школьник. Три раздела Речи Посполитой — и, как итог, полная потеря государства. После подавления восстания под руководством Тадеуша Костюшко в 1795 году Станислав Август Понятовский оставил Варшаву и под конвоем 120 российских драгунов прибыл в Гродно под опеку и надзор российского наместника, где и подписал акт отречения от престола Речи Посполитой 25 ноября 1795 года, в день именин российской императрицы. Последние годы жизни провёл в Петербурге. Внезапно скончался в своей резиденции в Мраморном дворце.

Злой рок

XX век, подаривший нам «правящего долгожителя» Александра Лукашенко, тем не менее, оказался самым неблагоприятным для руководящих особ в плане продолжительности нахождения у власти. При среднем показателе в 2,5 года, конечно, действующий глава государства – бесспорный рекордсмен. Многие руководители не задерживались на этом посту и месяца. Так самый молодой руководитель Компартии Белоруссии 24-летний Ефим Генкин пробыл на этой должности всего 14 дней. А после 5-летнего руководства расстрелянного Николая Гикало, в БССР в 1937 году сменилось целых пять первых секретарей ЦК КП(б)Б.

Пожалуй, единственный, кто по сроку правления приблизился к нынешнему главе государства, это Пётр Миронович Машеров. Увы, и его 15-летнее руководство страной закончилось весьма трагично. Как известно, Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе: на трассе Москва — Минск на пути его кортежа, неожиданно выехал автосамосвал...

Такова судьба всех руководителей нашего государства, кто по случайности или злому року руководил страной долгие годы.