Почему у Лукашенко до сих пор нет партии?
Члены «Белой Руси» пока не знают, станет ли их общественное объединение партией или нет, ссылаясь на нерешительность председателя и на то, что «сейчас ведется много разговоров на эту тему».
Политолог Денис Мельянцов считает, что до президентских выборов, как минимум, ничего не изменится.
Напомним, 23 января, назначая руководителей местных исполнительных органов, Александр Лукашенко вновь заговорил о создании «некой политической силы в виде ведущей партии», которая помогала бы работать с кадрами.
«... я этот разговор затеял для того, чтобы вы могли все-таки опереться на общественные организации, и такие организации в стране есть, на которые власть может опереться в этих электоральных процессах», — подчеркнул тогда Лукашенко. Кроме того, Лукашенко понимает, что выборы в местные советы многие белорусы рассматривают, как репетицию парламентских выборов и даже президентских: «Давайте будем репетировать, но так, чтобы была польза для нашего народа. Не будем ничего делать искусственно. И я не просто вас прошу, а требую, чтобы никакой искусственности здесь не было».
Организацию, на которую может опереться вертикаль, вычислить не трудно, тем более что разговоры о преобразовании «Белой Руси» в политическую партию возникают с такой периодичностью, что вызывают у следящих за этим «процессом» людей некое чувство дежавю.
«Белую Русь» не изменит даже партия
Сегодня вопрос преобразования «Белой Руси» в партию опять на повестке дня.
В общественном объединении говорят, что вопрос «довольно сильный и серьезный», но окончательное решение — за председателем:
— Прежде чем заявить о каком-либо решении, должна быть политическая воля руководства объединения. Именно оно принимает окончательное решение, но до этого момента ведутся многочисленные переговоры, обсуждаются мнения. Возможно, в следующем месяце уже что-то станет известно.
— РОО «Белая Русь» работает в формате политического образования, мы никогда этого не скрывали, поэтому трудно говорить о том, что, превратившись в партию, лично у нас что-то очень сильно изменится, — сообщили корреспонденту Naviny.by в объединении. — Мы никогда не скрывали то, что выступаем за существующую власть и поддерживаем нашего национального лидера Александра Григорьевича Лукашенко. В парламенте присутствует 63 наших депутата, мы принимаем участие в различных патриотических акциях.
Говорить однозначно о том, что преобразование в партию ничего не поменяет в деятельности «Белой Руси», конечно, нельзя. Например, став партией, объединение сможет напрямую выдвигать кандидатов на избираемые должности.
— Мы можем оказать поддержку, предоставить предложения по поводу законодательной базы, но предлагать кандидата, не будучи партией, не можем», — не опровергают этот факт внутри объединения.
Все решили, но «ждут отмашку»
Заявлений и в пользу, и против появления в стране партии власти за последние годы было много. Тем не менее, пока ничего не изменилось, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов.
— Уже несколько раз аналитики предсказывали, что «Белая Русь» может трансформироваться. Мне кажется, там уже давно все решили, просто ждут отмашку президента. И тут возникает вопрос, а почему он ее не дает? — рассуждает политолог.
По его мнению, с одной стороны, ситуация более, чем ясна:
— Чтобы создать себе и своей политике более позитивный образ, Лукашенко партия не помешали бы. Например, чтобы хорошо выглядеть в глазах Запада, необходимо организовать иллюзорную многопартийность, при которой одна ведущая партия будет государственной, а другая — оппозиционной, но, разумеется, контролируемой. То есть, с одной стороны, «смотрите, у нас все хорошо», с другой — так, как выгодно Лукашенко.
Но вообще, путь, по которому мы сейчас можем пойти — это принцип России, который поддерживают многие чиновники. Правда, он разбивается о ситуацию, когда Владимир Путин, возглавивший в свое время партию «Единая Россия», снизил свой рейтинг, и в результате ему пришлось уйти и возглавить движение «Народный фронт «За Россию». Выходит, подобные преобразования не всегда идут на пользу, — предупреждает политолог.
«Народный президент Беларуси...»
Анализируя опыт лидера страны-соседки, Александр Лукашенко не может не понимать: партия власти стране нужна. Однако, отмечает Денис Мельянцов, — Лукашенко не хочет, чтобы его связывали с какой-либо партией, потому что по своей психологии он президент народный, и все вопросы пытается публично решать через народ. Но если партия все-таки появится, то ее можно будет использовать как громоотвод, который будет принимать на себя часть негатива, адресованного президенту.
Политолог считает, что в данный момент, судя по тому, о чем говорят Радьков, Ермошина и Гайдукевич, можно предположить, что наверху идет внутриклановая борьба мнений.
— Нельзя утверждать, но, скорее всего, каждый со своей целью пытается убедить президента, все-таки, создать партийную структуру, — предполагает Мельянцов. — Сколько это будет продолжаться, сложно ответить. Думаю, что до выборов ничего не изменится, потому что у Лукашенко нет жесткой необходимости дестабилизировать ситуацию, создав какую-то неопределенность. Ему надо думать о том, как пройдут эти выборы, что делать дальше, кого готовить к смене власти.
Политолог убежден:
— Пока Лукашенко настроен сохранить свою власть, и предсказать, что будет потом, очень трудно. Авторитарная политическая система вообще непредсказуема. Нельзя догадаться, что случится со страной, если лидера вдруг не станет. Хотя, исходя из текущей ситуации, при появлении партии-поддержки, он может назначить ее лидером своего старшего сына или кого-то из приближенных.
Также на эту тему:
Партия власти «создаст для Лукашенко новые проблемы, не решив старых»
Читайте еще
Избранное