Это Европа

Максим Яремко

Почему словацкий президент не «дружит» с самолётами

Гражданской авиации уже более века, но в последние годы она переживает просто небывалый бум. Если в 1994 году в небо поднялось всего 1,25 миллиардов человек, то в 2012-м уже более 3-х миллиардов человек, а в 2018 году авиакомпании мира перевезли 4,4 миллиарда пассажиров.

И с каждым годом пассажиропоток будет только расти, считают эксперты. Но то, что доставляет радость туристам, не всегда здорово для окружающей среды.

По данным норвежского Международного центра исследования климата и окружающей среды, на совести воздушного транспорта целых 5% от общего числа вредных выбросов, создающих парниковый эффект и ведущих к глобальному потеплению.

Впервые об экологических проблемах, связанных с авиацией, заговорили 7 декабря 1944 года в Чикаго, где был подписан документ под названием «Конвенция о международной гражданской авиации». Однако к этим проблемам люди пока не относятся с должной серьёзностью. Развитые страны пытаются ограничить вредные выбросы автотранспорта – призывают граждан воздерживаться от поездок на автомобилях, а промышленников переходить на экологически чистые материалы – а вот авиация со своими выхлопами остаётся на периферии экологического внимания.

Но не везде. На днях появилась информация, что словацкий президент Зузана Чапутова ради улучшения экологии намерена сократить количество перелётов авиатранспортом. Об этом в интервью порталу Aktuality.sk рассказал её советник Юрай Ризман.

По словам Ризмана, один из приоритетов Чапутовой – достижение «экологической нейтральности»: страна не должна выбрасывать больший объем парниковых газов, чем способны переработать её леса. Полностью отказаться от авиарейсов президент не может, но в случае поездок на небольшие расстояния она предпочтёт самолётам поезда.

И это не удивительно: широкую известность Чапутова приобрела именно из-за своей деятельности по защите окружающей среды. Как эко-активистка она долгие годы требовала закрытия свалки возле города Пезинок, которая разрослась настолько, что подошла к жилым кварталам. Борьба продолжалась почти 14 лет и завершилась победой экологов – в 2013 году Верховный суд Словакии признал свалку незаконной. За это достижение Чапутова получила международную премию Goldman, которую называют Нобелевкой в области экологии.

А что у нас?

Белорусский президент – человек занятой. Словацкая Чапутова не имеет и доли тех полномочий, которыми обладает он. В Беларуси глава государства контролирует буквально всё, от урожайности бульбы до гигиенического состояния коров. Как всюду поспеть? Без авиации тут никак не обойтись.

В распоряжении гаранта есть и персональные боинги, и новые вертолёты, и отказываться от них он не намерен – коровы и бульба ждать не могут.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(21)