Почему Саша Пугачев покончил жизнь самоубийством?
Свое мнение по поводу гибели Саши Пугачева, приемного сына Ирины Моцной, больше похожее на пронзительный некролог, выразила бывший корреспондент TUT.BY Екатерина Синюк. Именно благодаря ей страна узнала о трагедии семьи Моцных.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Не знаю, был ли официально у Саши диагноз "клептомания", ведь это болезнь, но, насколько мне известно, Саша клептоманил с детства. Точно так же, как и некоторые другие дети из приемной семьи Моцных, что вовсе не удивительно, это характерная болезнь для многих выходцев из неблагополучных биологических семей, которая усугубляется потом в детских домах. Поэтому тот, кто берет на себя обузу/заботу о таких детях, должен быть в первую очередь не суперпедагогом, а именно волшебником: искоренить эти пороки и сделать из травмированных забитых и забытых "котят" – людей.
Но я писала об этом уже и повторяться не буду. Рассказать хочу о другом.
Сашин душевный надлом случился еще после смерти приемного отца Виктора, задолго до вмешательства чиновников. Саша сильнее всех переживал потерю человека, который с 5 лет его воспитывал и был авторитетом. "Мы с папой то, мы с папой это, а еще вот это, и вот то мы с папой, и еще вот это". В Сашиной речи слово "папа" всплывало очень часто, но раньше я как-то не придавала этому значения. Дима, родной сын Ирины Моцной, сейчас подтверждает мои догадки - Саше потеря папы и друга в одном лице далась сложнее, чем всем остальным. Мальчик не понимал, как самый близкий человек мог взять и бросить их, уйти из жизни – добровольно! Обида и непонимание сквозили из каждой щели. Поэтому есть что-то символичное в том, что Саша также добровольно ушел из жизни фактически в тот же день, что и папа - только годом позже.
Саша – бывший воспитанник Суворовского училища. Для него были очень важны моральные авторитеты и принципы. И принципы, идеалы у парня были, надо сказать, благородные. Да, несмотря на то что Саша страдал мелким воровством и немало проблем доставлял своей семье, он верил в справедливость, в светлые идеалы. Еще год назад – верил.
Еще год назад Саша строил, как и все остальные члены семьи, догадки о том, почему папа "ушел".
"Ну, он пил в молодости, кодировался несколько раз. Может, потом расстроило его что-то! Больше нет версий! Откуда мы знаем, что на него нашло?! Такой веселый же человек был..." - говорил Саша эмоционально. Потом успокаивался, пожимал плечами и погружался в свои мысли, зависая каждый раз секунд на 10. А после поднимал голову и снова улыбался – как ни в чем не бывало. Он всячески не хотел подавать виду, что страдает. Показать слабость для него – свойство для мужчины недостойное.
Когда не прошло и 40 дней после этой трагедии и ворвались чиновники со своей правдой, Саша грудью всех готов был защищать. Герой – с шашкой готов был скакать, аж за ушами свистело. Историю знал назубок, Конституцию знал, УК знал – и это в 16 лет. Не буду пересказывать – все есть в видео, которые мы тогда сняли.
Могу сказать только одно: Саша не переваривал любую несправедливость, любое вмешательство в его личное пространство на дух, до тошноты.
Его долго бесили многие. Начиная от "ментов", которые достали этих детей вопросами "А вам точно в этой семье хорошо? А вы хорошо подумали? А вы хорошо подумайте!" и заканчивая тем, что комиссия вошла в дом, не сняв обувь. Саша не понимал: ну как так можно чужим людям безо всякого уважения врываться в дом?
"Наш дом! Наша семья! Наши паласы убранные! Чего вы обувь даже не сняли?!" - не унимался Саша. Казалось бы, по сравнению со всем абсурдом и всеми проблемами, что свалились на семью, какая уже обувь?! Но нет. У Саши все вокруг должно быть идеально.
Он действительно был особенным. И именно по этой причине он по-особенному возненавидел милицию - с того момента, как вся семья ехала провожать его в Минск на учебу, а они уложили их "мордой в пол".
"За что? Какое имели право?" - злился он. Саша действительно ненавидел, когда сильный решает все. "Сила есть, ума не надо?" - а это вообще был самый топовый вопрос во всех Сашиных речах.
И этот воинственный ребенок продолжал геройствовать. Когда еще дети были в семье, он не только утверждал, что не отдаст этих детей и себя никуда, но и когда вырастет, будет бороться с беспределом чиновников. И был уверен – уж у него-то сил хватит.
Когда Саша поступил осенью минский колледж и у него не было денег (государство "забыло" выплатить "сиротские" деньги), новая приемная семья вообще "забила" на него – Саша мне позвонил сам. Герой героем, жаловаться никому не хотел, но позвонил. Все никак не мог пережить, что разрушили семью, да еще и новая семья так наплевательски к нему отнеслась. Отправила ребенка в Минск, а он стыдился, что у всех в общежитии кастрюли, сковородки есть, а он один несобранный, как отшельник. Даже тетради не на что купить. Пока учеба не началась, пытался подработать, а как началась – не до того. Одна надежда – на "сиротские" пособия. Да только где-то они затерялись.
"Забрали нас от типа плохой мамы, которая все для нас делала, и отдали типа хорошей, которая ни хрена для нас не сделала?! Как такое возможно?!" - почти кричал он минувшей осенью.
"Саша, а что ты там ешь вообще?" – спросила я у него.
"Ролтон" только, а что еще мне есть? 50 тысяч в кошельке! Блин, как жить вообще?!"
Вчера переслушала эти разговоры, которые записывала когда-то на диктофон, и просто ужаснулась, насколько эта боль у ребенка была сильной. Тогда же Саша сказал, что, оставшись и без денег, поддержка у него одна теперь – только мама, которая в самой сложной ситуации, невзирая ни на какие "сиротские", со своих ему скребла и отдавала, сколько могла.
А потом Ирину посадили. Саша потерял связь уже не только с папой, но и с мамой. Двумя людьми, которых он считал главными в жизни. Были еще члены семьи, которые биологически не родные, но выросли вместе - мелкие Витя, Вика и Света. Но Саша и к ним почти потерял доступ, обижался, что часто его не пускают.
"Да как такое возможно?! Почему мы не можем общаться?!" - опять бесился Саша.
Было ощущение, что у него уже тогда было слишком много вопросов к этому миру. Хороших, правильных вопросов, а ответы он найти никак не мог.
Помню, я как-то говорила Саше, что он может стать хорошим журналистом. Хорошо умеет отпор давать. Умеет задавать вопросы. Говорили с ним о том, как сложно быть идеалистом, потому что именно им всегда больше всех надо, они первыми по морде и получают потом. Но Саша улыбался. Он хотел в глазах всех выглядеть героем, которому все по плечу.
А дальше все как-то стремительно происходило, хоть и с тех пор прошло уже больше полугода. Саша просто пошел по наклонной. Замкнулся, перестал даже братьям и сестрам рассказывать о себе, хотя с теми, кто уже взрослый, он мог общаться и даже общался до определенного момента. И я звонила – не брал трубку. Слышала, что связался с какой-то мутной компанией, закурил, хотя до этого не курил, что-то где-то вроде как украл дорогостоящее, поимел проблемы с милицией снова, которая, сцапав его, явно не сильно парилась о том, что у него в душе.
Можно долго гадать, что стало для Саши последней каплей. Почувствовал себя бессильным? Ненужным? Не героем? Слабаком? Отшельником? Перепил? Перекурил? Стало за что-то стыдно? Или банально опять есть было нечего?
Что бы ни было, все это уже – только следствие, а не причина. Очевидно, что Саша нарвался на проблемы, но вот поддержать, как раньше, уже никто не мог – из тех, чья поддержка ему была нужна. Да, вот такой сложный и принципиальный человек. Поддержка ему нужна только от определенных людей.
"Ненавижу систему, ненавижу это государство, ненавижу ментов и..." (он назвал фамилию одного из чиновников Министерства образования. - Прим. TUT.BY). Вот фактические последнее, что я от него слышала. Это было осенью.
Если кто-то из таких идеалистов с возрастом понимает, что мир не такой, каким они его себе нарисовали, то такие как Саша на любое несоответствие собственным идеалам реагируют очень эмоционально и эмоции свои контролировать не могут, пока их правильно не успокоят. К таким нужен особый подход, иначе они злятся. Так что психанул – это про Сашу. Вот только если раньше за это "психанул" волновались только родители Моцные, которые знали этот подход, то сейчас кому какое дело до того, что делают эти дети?
Саша был сильным, но чтобы справляться с эмоциями, ему жизненно важно было знать, что где-то у него есть своя крепость, в которой он всегда любим и куда он может, как и раньше, в любой момент вернуться. Удивительно, как иногда мало нужно для счастья, - просто иметь крепость. Как жаль, что в нужный момент рядом с ним не было этой крепости. Саше и правда много было не надо - с ним надо было просто уметь говорить по душам.
Вечная память, Саша.
Напомним, 6 июня 17-летний Саша Пугачев, бывший воспитанник приемной семьи Моцных, покончил жизнь самоубийством. Как стало известно порталу TUT.BY, за несколько дней до случившегося в отношении подростка завели уголовное дело – его подозревали в серии краж. После трехдневного задержания он вернулся в общежитие, где вскоре произошла трагедия.
Читайте еще
Избранное