Общество

Антон Полещук

Почему противники завода АКБ не поддержали предложение Лукашенко о референдуме

Брестские активисты, протестующие против аккумуляторного завода, обсудили с главой городской администрации проведение возможного референдума о судьбе завода.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Инициативных горожан пригласили на встречу с председателем горисполкома Александром Рогачуком на 12-30. Ровно в полдень, за полчаса до того, должна была состояться их традиционная воскресная встреча на главной площади, в 150 метрах от горисполкома. Но на сей раз людей с площади грубо вытеснил ОМОН.

Пообщаться с главой администрации в зал горисполкома пришли около 200 брестчан. Основным вопросом стало проведение городского референдума о судьбе завода АКБ, построенного вблизи областного центра. Напомним, это предложил брестчанам в понедельник Александр Лукашенко.

Касательно самого референдума к единому мнению стороны так и не пришли. Теоретически он может состояться после президентских выборов. Однако некоторые участники встречи относятся к возможному плебисциту довольно скептично.    

— Нельзя проводить референдум о судьбе завода, построенного с многочисленными нарушениями законодательства, на основе поддельных документов, до того момента, пока эти нарушения не будут устранены. Кроме того, голосованию должно предшествовать широкое общественное обсуждение обновленного проекта в части воздействия на окружающую среду, — считает общественный активист Дмитрий Бекалюк.  

С такой позицией большинство согласилось, включая председателя горисполкома Рогачука.

Участники группы протеста также говорили о том, что если участковые комиссии на референдуме будут сформированы по такому же принципу, как и на президентских выборах, где «доминируют представители органов власти, «Белой Руси» и БРСМ», сама идея референдума теряет всякий смысл.

Александр Рогачук предложил активистам немедленно подавать заявки на включение в избиркомы, хотя еще не назначена дата референдума и не сформулирован вопрос, который должен быть вынесен на голосование.

Активисты спросили Александра Рогачука: «А что будет, если большинство скажет заводу «да»?»

Он ответил: «Это будет означать, что таково мнение большинства горожан. Однако я думаю, что с большой долей вероятности результат будет прямо противоположным».

Глава Бреста признался, что его мечта не проводить референдум, а чтобы новые владельцы завода Каганович и Басков сами все поняли и отказались от реализации этого проекта.

Еще одна тема, которую затронули активисты на встрече с главой горисполкома, — собрания на площади. Они настаивали, что площадь Ленина — то место, где они могут и должны собираться каждое воскресенье, чтобы обмениваться мнениями, обсуждать текущую ситуацию вокруг завода.

— Это наша страна, наш город, — сказал Дмитрий Бекалюк и сорвал аплодисменты зала.

Александр Рогачук ответил: если вам важно привлечь к себе внимание, то вы и так уже это сделали, а если решать вопрос, не лучше ли собираться в этом зале?

Собравшиеся также попросили Александра Рогачука посодействовать в освобождении популярных блогеров Сергея Петрухина и Александра Кабанова, которых недавно задержала милиция.

По мнению юриста, правозащитника Романа Кисляка, эти люди не совершили тяжких преступлений. И до того момента, когда их вину установит или не установит суд, они должны быть на свободе и освещать события, в том числе связанные с аккумуляторным заводом. По этому вопросу глава Бреста ничего не обещал.

После встречи один из лидеров протеста Дмитрий Бекалюк сказал журналистам:

— Многие меня обвиняли, что я слишком мягко разговаривал с президентом. Но главное, что нас услышали. Именно благодаря площади и дежурствам наших активистов у завода нам удалось многого добиться.

Но успокоимся мы лишь тогда, когда этот завод будет окончательно закрыт, и угроза выброса свинца, которую специалист Демьян Лепесевич оценивает в сотни килограммов в год, будет ликвидирована.

Это не политический протест, как многие думают, а экологический. Политическим он стал тогда, когда чиновники грубо нарушили закон. А мое мнение таково: президенты приходят и уходят, но закон должен соблюдаться. И мы продолжим этого добиваться любыми законными способами, — сказал Бекалюк.   

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(226)